|
|
|
|
доцент кафедры социологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», кандидат социологических наук
|
Associate Professor at the Department of Sociology, Perm State National Research University, PhD in Sociology
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
общество знания
инновационные технологии
интеллектуальный капитал
производство и управление знаниями
непрерывное образование
|
Keywords:
knowledge society
innovative technologies
intellectual capital
production and knowledge management
continuing education
|
В статье речь идет о том, что формирование и развитие нового общества, основанного на знаниях, позволяет не только повышать эффективность и укреплять инновационный потенциал экономики, но и совершенствовать социальные отношения и организацию, позволяя обществу вступить в новую, «технотронную эру» с программируемыми социальными процессами.
Современное общество знания характеризуется превращением науки и знания в основную институциональную ценность общества, ростом наукоемкости производимой продукции, формированием национальных инновационных систем, развитием непрерывного образования и повышением его качества, свободой выражения мнений, универсальным доступом к информации для всех, уважением культурного и языкового разнообразия.
Важнейшими приоритетами такого общества становятся качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия, позволяющие совершенствовать не только экономические показатели, но и качество жизни людей, укреплять их социальные связи и отношения.
|
The article notes that creation and development of a new knowledge-based society not only promotes strengthening the economy effectiveness and its innovation potential but it also leads to further development of social relationships which eventually enables the society to enter a new "technetronic era" with programmable social processes.
The contemporary knowledge society is being characterized by transformation of science and knowledge into a basic constitutional value of the modern society as well as by increase of science linkage of products being manufactured. Other characteristic features of modern knowledge society deal with creation of national investment systems along with the development of continuing education and enhancement of its quality, they also regard to freedom of expression, to universal access to information as well as to respect of language and cultural diversity.
The top priorities agreed upon in such a society are the quality of education, the freedom of expression, universal access to information for everyone, respect for cultural and linguistic diversity which not only allow further development of economic indicators but also leads to enhancement of the quality of life and strengthening social relationships.
|
|
|
Обзор статьи
Анализ современных взглядов на проблему «общества знания» показывает, что в настоящее время, при всём многообразии точек зрения главное внимание учёных акцентируется на её экономических аспектах, что не способствует формированию целостной теории «общества знания», которая охватывала бы все содержательные компоненты, характерные черты, специфические особенности и тенденции общественного развития.
В тоже время следует констатировать, что такие усилия предпринимаются, и в этом плане необходимо отметить вклад Н. Штера и П. Вайнгарта в разработку концептуальных положений общества знания. Н. Штер предлагает рассматривать «общество знания» в контексте социального действия, исследовать содержательные, а не технологические аспекты знания. При этом Н. Штер акцентирует внимание на проникновении знания во все уровни социальной организации общества. Он подчёркивает, что развитие знания может быть основой как для новых форм неравенства и социальных конфликтов, так и для социальной солидарности. Характерными особенностями общества знания, по мнению Н. Штера, являются [12. С. 36]: «нaсыщение всех сфер жизни и деятельности научным знанием (сциентификация); замещение других форм знания наукой (в т.ч. профессионализация занятий); развитие науки в качестве непосредственной производительной силы; появление специализированных направлений политической деятельности (научная и образовательная политика); формирование нового сектора производства (производство знания); изменения в структуре власти (дебаты о технократии); трансформация основы легитимации власти в направлении специализированного знания (экспертократия – но вовсе не обязательно «путь интеллектуалов к классовому господству»); развитие знания на основе социального неравенства и социальной солидарности или трансформация основных источников социальных конфликтов».
В свою очередь, П. Вайнгарт [13] разработку концептуальных положений общества знания основывает на том, что производство знания направляется ожиданиями полезности и ориентацией на практическое применение; процесс социального обучения, ведущий к общественным изменениям, может иметь место лишь в том случае, если он поддерживается знанием; фундаментальные исследования все чаще переходят из университетов в промышленные лаборатории, а основными стимулами их проведения становятся экономические интересы; наука более не ориентируется исключительно на познание природы и открытие ее законов, а развивается в сферах ее вероятного применения; организация исследований происходит на фоне усиливающегося напряжения между тенденциями специализации и трансдисциплинарности.
Концептуальные основы понятия «общества знания» раскрываются в документах Всемирного научного форума, организованного ЮНЕСКО и Международным советом по науке (International Council for Science) в ноябре 2003 г. в Будапеште. В них подчёркивается, что общество, основанное на знаниях, – «это инновационное общество, базирующееся на концепции непрерывного обучения в течение всей жизни. Оно объединяет сообщества ученых, исследователей, инженеров и техников, исследовательские сети, а также фирмы, вовлеченные в процесс исследования и производство высокотехнологичных товаров и услуг» [9].
Важнейшими приоритетами «общества знания» становятся качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия. Причём критериями оценки нового общества выступают не столько экономические, сколько социальные и гуманитарные показатели, направленные на формирование этики свободы и ответственности на основе совместного использования знаний. По мнению ЮНЕСКО, создание общества, основанного на знаниях, имеет определяющее значение для улучшения качества жизни, укрепления социальных связей, гуманизации процесса глобализации.
В целом, анализ взглядов на проблему «общества знания» позволяет выделить основные черты данного общества, которые включают:
● превращение науки и знания в основную институциональную ценность общества;
● стирание некогда стабильной демаркационной линии между наукой, обществом и политикой;
● значительный рост затрат на образование и научные исследования;
● трансформацию «формализованного знания в нематериальный капитал»;
● развитие сетевых отношений в форме корпоративных и персональных сетей;
● рост наукоемкости производимой продукции, развитие рынка интеллектуально-инновационных товаров и услуг, увеличение результатов научно-исследовательских и конструкторских разработок;
● формирование национальной инновационной системы, включающей инфраструктуру фундаментальной науки, центров трансфера технологий, венчурных фондов и т. д.;
● развитие непрерывного образования, когда реализуется концепция образования в течение всей жизни;
● образование национальной инновационно-производственной системы, которая интегрирована в международные сети по производству, распространению, использованию и защите знаний;
● влияние информационно-коммуникационных технологий на расширение поля персонализации, активизации мобильности информационных ресурсов, связыванию их в единую мировую коммуникативную сеть.
|
Список использованной литературы
1. Концепция «общества знания» в современной социальной теории: сб. науч. трудов / ИНИОН РАН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии; отв. ред. Д.В. Ефременко. М., 2010.
2. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
3. Промышленность никогда не будет прежней // Эксперт. 2016. № 28 (995). 16–24 июля.
4. «Росатом» делится знаниями / под ред. В.А. Першукова, Д. С. Медовникова. М., 2012.
5. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика самообучающейся организации / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп–Бизнес», 1999.
6. Формирование общества, основанного на знаниях / Новые задачи высшей школы: доклад Всемирного банка. М.: Весь мир, 2003.
7. Штер Н. Мир из знания // Социологический журнал. 2002. № 2.
8. Castells M. The rise of the network society. Malden (MA): Blackwell, 2000. Vol. 1.
9. Knowledge-based society. Budapest. 08–10.11.2003.
10. Holsapple C. W., Singh M. The Knowledge Chain Model: Activities for Competitiveness // Handbook on Knowledge Management 2, Springer Science & Business Media B.V., 2005.
11. Flecker J., Papouschek U., Gavroglou S. New forms of work organisation and flexibility in the knowledge-based society // The transformation of work in a global economy: Towards a conceptual framework / Ed. by U. Huws. Leuven: HIVA-K.U. Leuven, 2006.
12. Stehr N. Arbeit, Eigentum und Wissen: ZurTheorie von Wissensgesellschaf-ten. – Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1994.
13. Weingart P. Die Stunde der Wahrheit? VomVerhältnis der WissenschaftzuPolitik, Wirtschaft und Medien in der Wissensgesellschaft. – Weilerwist: VelbrückWissenschaft, 2001.
14. Willke H. Systemisches Wissensmanagement. Stuttgart: UTB, 2001.
|