Следование инновационным тенденциям способствует увеличению конкурентоспособности на мировой арене и, что особенно важно, научно-техническому прогрессу. Однако стоит заметить, что достижение роста в этой сфере требует соблюдения определенных условий, которое может предоставить далеко не каждое государство. Рассмотрим государства – члены двух группировок, принципиально отличающихся друг от друга по показателям инновационного развития – АСЕАН и ЕАЭС. Учитывая солидные успехи некоторых государств Юго-Восточной Азии в данной сфере, логичным является рассмотрение возможности переноса методов развития, задействованных в этих странах, на страны ЕАЭС, испытывающие проблемы с модернизацией экономики ещё с периода распада Советского Союза. Выделим основные проблемы реализации инновационно ориентированной модели, а также возможность заимствования методов развития.
Для решения поставленных задач полагаем возможным рассмотрение трех государств – членов ЕАЭС: Российская Федерация (РФ), Республика Беларусь (РБ) и Казахстан, поскольку именно эти страны образовали Таможенный союз, который впоследствии был преобразован в ЕАЭС, и на данный момент обладают наиболее совершенной технологической и экономической базой. Однако, несмотря на это, в экономике каждого из государств наблюдаются определенные проблемы, во многом связанные с затянувшимся периодом адаптации после распада Советского Союза, а также с преобладанием сырьевой отрасли в производстве. Так, экономика РФ и Казахстана во многом зависит от добычи (переработки) сырья и добывающей промышленности. РБ в свою очередь испытывает трудности, связанные со значительным падением доли машиностроения (отрасли, являвшейся ключевой для страны в значениях экспорта) в структуре промышленной продукции [1]. Очевидно, что инновационная активность в странах, чья экономика напрямую зависит от сырья и тяжелой промышленности, оставляет желать лучшего, о чем и свидетельствует Глобальный инновационный индекс (ГИИ) 2015 г. – в нем РФ, РБ и Казахстан занимают 48-е, 53-е и 82-е места соответственно [3].
Существует масса показателей, определяющих инновационный потенциал государства, одним из которых является финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Стоит отметить, что данный показатель является относительным.
По данным ГИИ в 2015 г. финансирование НИОКР в процентах к общему объёму валового внутреннего продукта (ВВП) составило 1,12% в РФ, 0,7% в РБ, 0,2% в Казахстане [3]. Такие значения показателей едва ли могут считаться удовлетворительными, поскольку в том же Казахстане совершенствование инновационного потенциала является одним из приоритетных векторов развития экономики. Проблема финансирования НИОКР из государственного бюджета в мировой практике нередко решается путем создания благоприятной среды для внешних инвестиций в производство. Данный вопрос также остается актуальным для государств – членов ЕАЭС. Так, структура инвестиций в РФ в 2015 г. показывает, что среди всех регионов крупнейшей страны – участницы ЕАЭС лишь один из 85 регионов стабильно привлекает солидный объем инвестиций. Как следствие, страдает и ещё один немаловажный показатель, иллюстрирующий рост в инновационном секторе экономики – экспорт высокотехнологичной продукции, составляющий в РФ, РБ и Казахстане 7,1%, 1,8%, и 6,8% от общего экспорта товаров соответственно [3].
Как было упомянуто выше, в качестве примера перехода на инновационный путь развития будут рассмотрены страны АСЕАН. Возможно, использование опыта государств именно этого региона является обусловленным, поскольку совсем недавно перед экономиками стран этого объединения также стояли весьма серьезные проблемы. На рубеже 70-х–80-х гг. XX в. АСЕАН столкнулся с вопросами, во многом схожими с теми, что имеют место сейчас, или же могут проявиться в будущем в странах ЕАЭС: направленность торговых связей в первую очередь на внешние государства, отсутствие должного эффекта от взаимодействия между участниками, низкая взаимодополняемость экономик. Стоит отметить, что взаимодействие между странами в то время велось скорее на доинтеграционном уровне, следовательно, необходимо рассмотреть развитие отдельных государств, а не группировки в целом. Из 10 стран, входящих в АСЕАН, Сингапур является так называемой новой индустриальной страной (НИС) «первой волны», Малайзия и Таиланд – «второй волны», Индонезия – «третьей волны», а Филиппины – «четвёртой волны» [2].
Рассмотрим Сингапур, как развитую по всем экономическим направлениям страну, приняв ее за своеобразный «идеал» развитой страны в данном регионе с высокими значениями многих показателей инновационного развития.
При переходе на инновационно ориентированную модель экономического развития Сингапур прошёл следующие этапы преобразования:
1) проведена реформа образования, ряд антикоррупционных и жилищно-коммунальных реформ;
2) сделана ставка на развитие человеческого фактора как производственного ресурса;
3) улучшена инвестиционная привлекательность страны;
4) проведена политика импортозамещения с последующим переходом к практике «догоняющего развития» и ориентации на внешние рынки. Вышеперечисленные изменения позволили государству обогатиться, пустив собственный бюджет и инвестиции (в том числе иностранные) на развитие высокотехнологичной промышленности.
Таким образом, в 2015 г. Сингапур – одна из самых высокоразвитых стран. Его инновационные показатели одни из самых высоких в мире: финансирование НИОКР составляет 2% от общего ВВП страны, экспорт высокотехнологичной продукции равен 26,8%, а доля научных исследований, финансируемых бизнесом превышает 53%. Страна занимает 7-е место в ГИИ в 2015 г. [3].