ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Макроэкономический аспект финансового регулирования экономики

MACROECONOMIC ASPECT OF FINANCIAL REGULATION OF ECONOMY



В.А. Черненко
Т.В. Румянцева
V.A. Tchernenko
T.V. Rumyantzeva
dekanat205@yandex.ru
dekanat205@yandex.ru
зав. кафедрой корпоративных финансов и оценки бизнеса ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры менеджмента организации ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
head of the Department of Corporate Finance and Business Assessment, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
lecturer, the Department of Organization Management,St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • структурная перестройка экономики
  • финансовые потоки
  • мобилизация финансовых ресурсов
  • Keywords:

  • economic restructuring
  • financial flows
  • mobilization of financial resources
  • Актуальность исследования обосновывается тем, что зависимость от мирового рынка капитала, проблемы в финансово-кредитной сфере и относительно низкие финансовые возможности отечественных корпораций требуют выработки концептуальных подходов, направленных на активизацию инвестиционного потенциала, и его ориентированности на модернизацию экономики страны.
    В статье проводится анализ состояния отечественной экономики, рассматривается роль международных и государственных институтов в регулировании финансовых потоков. Излагаются причины современного состояния экономики страны. Предлагаются меры по стабилизации и обеспечению роста национальной экономики.
    В ходе исследования авторы использовали такие методы, как сравнительный анализ, обобщение, статистический анализ. В результате проведенного исследования был получен вывод: государственные инструменты, направленные на стабилизацию экономики, не являются эффективными, поэтому существует необходимость применения мер, позволяющих стабилизировать и обеспечить рост национальной экономики.
    Авторами обоснована необходимость мобилизации финансовых ресурсов на основе многовекторности и гибкости принимаемых решений.

    The relevance of the research is determined by the fact that the dependence on the world capital market, problems in financial and credit sphere, rather low financial abilities of domestic corporations require developing conceptual approaches aimed at boosting investment potential and its targeting at national economy modernization.
    We analyze the state of the national economy, consider the role of international and domestic institutions in regulating financial flows. We list the reasons for the current state of the economy. Measures to stabilize the national economy and secure its growth are suggested.
    Such methods as comparative analysis, generalization, statistical analysis are used in the research. As a result, we come to the conclusion that state tools aimed at economic stabilization are not effective, which results in the need to apply measures enabling to stabilize the national economy and secure its growth.
    We prove the need to mobilize financial resources on the basis of making multivector flexible decisions.

    Обзор статьи

    В мировой экономике происходят процессы, направленные на «притяжение» инвестиций в экономики США и Европы, постепенный переход мировой экономики в управляемый режим, позволяющий ведущим странам направить высвобождающиеся ресурсы на структурную перестройку экономики на основе нового технологического уклада. В этих условиях будет изменяться и архитектура глобальной финансовой системы. Усилится роль международных и государственных институтов в регулировании финансовых потоков и их функционирование на основе новой философии мышления и глобально-универсальных правил поведения экономических субъектов.
    На встрече министров и глав центробанков «большой двадцатки» в австралийском Сиднее (2014 г.) отмечалось: «В течение 5 лет глобальная национальная экономика должна подняться на 2 процента выше существующих национальных планов, мировая экономика получит дополнительный прирост два триллиона долларов и несколько десятков миллионов рабочих мест» [6. С. 2].
    Зависимость от мирового рынка капитала, отсутствие надлежащего контроля за движением финансовых ресурсов, проблемы в банковской системе, незначительный инвестиционный вклад фондового рынка в национальную экономику и относительно низкие финансовые возможности отечественных корпораций, социальные проблемы в обществе требуют выработки концептуальных подходов, направленных на активизацию инвестиционного потенциала и его ориентированности на модернизацию экономики страны. Введение экономических санкций со стороны развитых стран определило стратегию развития экономики России в направлении импортозамещения и проведение гибкой политики на международной арене в интересах национальной экономики.
    На пресс-конференции 18 декабря 2014 г. В. Путин отметил, что « по итогам года ожидается рост ВВП на 0,6%, сальдо торгового баланса составило 148,4 млрд долл., а федеральный бюджет будет сверстан с профицитом на 1,2 трлн рублей, или 1,9 процента ВВП». Далее В. Путин заметил, что есть вопросы и к Правительству, и к Центробанку по поводу своевременности, качества принимаемых мер [3].
    Остановимся на трех вопросах. Во-первых, почему произошло снижение курса национальной валюты? В ноябре 2014 г. Банк России принял решение о снижении валютной интервенции (ежедневной) с 3 млрд долл. до 300 млн долл., что привело к росту спроса на иностранную валюту, ее курса по отношению к рублю. Снижение курса национальной валюты сопровождалось ростом спроса на товары в розничной сети и ростом цен. Начался рост цен не только на импортные товары, но и на отечественные товары, в том числе и продовольственные. Основная причина повышения цен на продовольственные отечественные товары – получение розничным бизнесом дополнительной выручки в условиях общего повышения цен на рынке товаров.
    Почему Центральный банк и Министерство финансов России приняли решение о понижении курса национальной валюты? Необходимо было сбалансировать федеральный бюджет в условиях снижения цен на нефть на мировом рынке (около 50% доходов федерального бюджета формируется за счет доходов, получаемых от углеводородов) и снижения доходов от реального сектора экономики из-за убыточности корпораций (около 40% компаний в России нерентабельны).
    В сложившихся условиях основной источник формирования государственных финансовых ресурсов – это доходы населения страны. Из-за роста инфляции денежные доходы населения трансформировались в финансовые ресурсы государства, что позволило сформировать доходную часть федерального бюджета в 2014 г.
    Продолжим наши рассуждения. На наш взгляд, причины «турбулентности» на российском рынке в конце 2014 г. связаны с состоянием нашей экономики. Обоснуем нашу точку зрения. По состоянию на 01.04 2014 г. внешний долг госбанков и госкомпаний составил около 250 млрд долл. [8]. В условиях экономических санкций допуск госбанков и госкомпаний к внешним источникам заимствования стал невозможен. Поэтому регулятором было принято решение создать условия для формирования валютного портфеля госбанков и госкомпаний на российском валютном рынке. Произошло перераспределение государственных валютных ресурсов и был создан резерв в госструктурах для погашения внешней задолженности. Заслуживает внимание решение Банком России установить ключевую ставку в размере 17%. Это привело к снижению падающего курса рубля, прекращению продажи товаров в некоторых коммерческих структурах, а регулятору дало возможность получить дополнительный доход в 2014 г.
    На наш взгляд, экономические инструменты экспансии и рестрикции, то есть снижение или повышение ставки рефинансирования, применяемые Банком России, не влияют на состояние экономики. Ставка рефинансирования Банком России устанавливается в зависимости от уровня инфляции. Например, в Японии Центральный Банк при установлении учетной ставки 0% – 0,1% создает оптимальные условия для развития корпоративного сектора экономики – коммерческих банков и бизнес-среды. В экономике России аналогичная мера привела бы к росту инфляции, росту процентных ставок на депозитных счетах в коммерческих банках и росту просроченной задолженности у юридических и физических лиц. По нашему мнению, политика Банка России и Министерства финансов была стратегически не продуманной. Для экономики России, обладающей запасом прочности и стремящейся быть одним из лидеров в мировой экономике, такие эксперименты недопустимы. Последствия регулирования Банком России – снижение положительной динамики при поступлении налогов в бюджетную систему страны, ухудшение финансового состояния реального сектора экономики.
    Глава Банка России Эльвира Набиуллина отметила, что свои прогнозы ЦБ строит на ожидаемой среднегодовой стоимости барреля около 50 долларов. В 2016 г. инфляция в стране составит не более 6,5%, а в 2017 г. инфляция сократится до 4% [7]. На рост цен в экономике России в большей степени влияют тарифы естественных монополий, а не денежная масса. В этой связи ожидаемого снижения инфляции в ближайшее время не произойдет. Министр экономического развития Алексей Улюкаев в декабре 2015 года предсказал рост экономики страны в 2016 году на уровне 1%. На таком же уровне, по прогнозам ведомства, ожидается и рост промышленного производства. При этом, по словам Улюкаева, «падение ВВП в этом году составит 3,7 процента, а инфляция – 12,4–12,5 процента» [13].

    Список использованной литературы

    1. Актуальные проблемы корпоративных финансов: колл. монография / под ред. М.В. Романовского, В.А. Черненко. СПб.: Астерион, 2015. 168 с.
    2. Быркова Е. Малый бизнес в России: цифры и факты // Информ.-аналит. Сетевое издание «ПРОВЭД». 2015. 21 Мая. URL: провэд.рф>экономика (дата обращения: 26.03.2016).
    3. Выступление В.В. Путина на пресс-конференции 18 декабря 2014 г. // Российская газета. 2014. 19 декабря. С. 1.
    4. Доходы и уходы // Российская газета. 2015. 25 февраля. № 38.
    5. Кредит по почте // Российская газета. 2015. 8 сентября. № 200.
    6. Маркелов Р. Дело в ожидании // Российская газета. 2014. 24 февраля. С. 2.
    7. Рубль закрепился // Российская газета. 2015. 12 октября. № 229.
    8. Час Х наступит не сегодня // Эксперт. 2014. № 43.
    9. Черненко В.А., Румянцева Т.В. Некоторые вопросы финансов госкорпораций // Стратегии и инструменты управления экономикой: отраслевой и региональный аспект: материалы VI Международной научно-практической конференции. СПб.: Изд-во УИТМО, 2016.
    10. Аналитика и консалтинг в автомобильном и сельскохозяйственном машиностроении: [сайт]. URL: http://www.asm-holding.ru/ (дата обращения: 25.03.2016).
    11. «Лента.ру»: электронное периодическое издание. URL: https://www.lenta.ru/news/2016/03/24/zero/ (дата обращения: 25.03.2016).
    12. «Лента.ру»: электронное периодическое издание. URL: https://lenta.ru/news/2015/12/08/ulyukaev/ (дата обращения: 26.03.2016).
    13. Портал «Экономика и жизнь». URL: http://www.eg-online.ru/news/304724/ (дата обращения: 26.03.2016).
    14. Юридический центр «Pravo Group»: [сайт]. URL: http://pravogroup.ru/2013/01/24/v-seredine-noyabrya-glava-schetnoy-palatyi-sergey-stepashin-zayavil-chto-ezhegodno-iz-byudzheta-vyidelennogo-na-goszakupki-pohishhaetsya-1-trln-rub/ (дата обращения: 26.03.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2