ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Источники, формы и методы финансирования социально-культурных программ и спорта

SOURCES, FORMS AND METHODS OF FINANCING SOCIO-CULTURAL PROGRAMS AND SPORT



О.Б. Финагенова
O.B. Finagenova
fob3614@mail.ru
аспирант кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD, the Department of Corporate Finance and Business Assessment, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • источники финансирования
  • социально-культурные программы и спорт
  • социальная сфера
  • схема финансирования учреждений социальной сферы
  • Keywords:

  • sources of funding
  • socio-cultural programs and sport
  • social sphere
  • scheme of financing social institutions
  • Социальная сфера – одна из главных сфер жизни общества. Она включает отрасли и организации, определяющие уровень и образ жизни людей, их благосостояние, потребление. Результат функционирования и развития социальной сферы напрямую зависит от форм, методов, источников и объемов её финансирования.
    В статье исследуются источники финансирования социально-культурных программ и спорта по субъектам и формам их предоставления, рассматривается схема финансирования учреждений социальной сферы.

    Social sphere is one of the most important spheres of social life. It includes industries and organizations determining the level and the lifestyle of people, their welfare, consumption. The results of functioning and development of social sphere directly depends on forms, methods, sources and volume of funding.
    We research sources of financing of socio-cultural programs and sport according to subjects and forms of finance provision; the scheme of funding social institutions is considered.

    Обзор статьи

    Финансирование социально-культурных программ – процесс обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами, формируемыми из определенных источников, затрат на мероприятия (организационные, хозяйственные, экономические, социокультурные) по содержанию и развитию объектов физкультурно-оздоровительной и культурно-развлекательной инфраструктуры и удовлетворению духовных потребностей общества.
    Финансирование – один из процессов формирования и использования денежных фондов и средств. Источниками финансирования в данном случае выступают те финансовые ресурсы, за счет которых происходит формирование денежных фондов и средств.
    Источники финансирования можно классифицировать по уровням экономики: 1) источники финансирования на макроуровне, то есть источники финансирования мероприятий национальной экономики; 2) источники финансирования на микроуровне, то есть источники финансирования отдельной фирмы; 3) источники финансирования каждого уровня экономики классифицируются по месту возникновения на внутренние и внешние.
    Говоря об источниках финансировании социально-культурных программ и спорта, необходимо рассматривать макроуровень, поскольку затрагиваются общественные интересы, предоставление общественных благ.
    К внутренним источникам относятся централизованные ассигнования – денежные фонды и нецентрализованные ассигнования – денежные средства различных субъектов хозяйствования. Внешние источники финансирования в зависимости от условий предоставления могут быть привлеченными или заемными.
    Источники финансирования социально-культурных программ и спорта представлены в таблице.
    В зависимости от того, какие из внутренних источников финансирования преобладают на макроуровне, разделяют следующие схемы финансирования: государственное финансирование, частное финансирование и смешанное финансирование.
    На выбор модели финансирования культуры, по мнению некоторых экономистов, влияют следующие факторы: отношение государства к культуре и искусству; особенности государственной политики в этой сфере, уровень развития благотворительности, спонсорства и меценатства [4. С. 138].
    В России и странах Европы применяется смешанное, или многоканальное финансирование социально-культурных программ и спорта. Его основу составляет государственное финансирование, осуществляемое из бюджетов разных уровней в прямой или косвенной формах. Это финансирование из внутренних источников в форме централизованных ассигнований. Некоторые авторы указывают на три направления и три уровня финансирования культуры и культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном, региональном и муниципальном. Отрасль культуры разделяется на три основных сектора: государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий [5. С. 50–52].
    В странах Европы поддержка культуры и искусства из центрального бюджета осуществляется следующими методами:
    ● прямого финансирования;
    ● использования системы межбюджетных общих и целевых трансфертов субнациональным бюджетам;
    ● совместного участия в финансировании органов власти разного уровня;
    ● участия независимых посреднических структур;
    ● использования механизмов государственно-частного финансирования.
    Прямое финансирование культуры наиболее широко распространено в европейских унитарных государствах. Оно применяется в следующих формах:
    ● полное финансирование текущих издержек и капиталовложений;
    ● специальные целевые трансферты;
    ● гранты организациям культуры;
    ● индивидуальные гранты.
    Косвенное финансирование учреждений социальной инфраструктуры осуществляется в предоставлении различного вида льгот: налоговые льготы; таможенные льготы; льготные кредиты; льготы по оплате коммунальных услуг и арендной платы; налоговые льготы для частных пожертвований, спонсоров и меценатов [6].
    Помимо бюджетных источников финансирования социально-культурных программ и спорта существуют внебюджетные источники. К ним относятся доходы, полученные государственными (муниципальными) учреждениями в результате оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. Развитие предпринимательства в бюджетном секторе поощряется государством, оно позволяет восполнить недостающие бюджетные ассигнования или дополнить их новыми источниками. Доходы от сдачи в аренду федерального имущества, переданного в оперативное управление государственным учреждениям социальной сферы, направляются на финансирование содержания и развития материально-технической базы таких учреждений сверх сумм, установленных бюджетом [7. С. 329–332].

    Список использованной литературы

    1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.12.2015).
    2. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 04.12.2015).
    3. Виды и источники финансирования в социально-культурной сфере // StudFiles: [сайт]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/407104/ (дата обращения: 29.11.2015).
    4. Абанкина Т.В. Многоканальное финансирование культуры и искусства: зарубежный опыт // Журнал Новой экономической ассоциации. 2012. № 2(14). С. 138–141. URL: http://iro.hse.ru/data/2012/08/19/1256950975/NEA-14_abank.pdf (дата обращения: 07.12.2015).
    5. Дуликов В.З. Социально-культурная работа за рубежом. 3-е изд., доп. М.: МГУКИ, 2011. 199 с.
    6. Финансирование сферы культуры // Kultura-socio.ru: [сайт]. URL: http://kultura-socio.ru/lektsii-po-ekonomike-sotsialno-kulturnoj-sfery/144-finansirovanie-sfery-kultury.html (дата обращения: 29.11.2015).
    7. Финансы / под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2011. 590 с. (Серия: Основы наук).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2