|
|
|
|
доцент кафедры информатики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
|
lecturer, the Department of IT, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
модель «Тройная спираль»
бизнес (промышленность)
власть
университет
образовательные структуры
корпоративный университет
|
Keywords:
Triple Helix model
business (industry)
authority
university
educational structures
corporate university
|
Актуальность исследования обосновывается возрастающим интересом к модели «Тройная спираль» (Triple Helix) в связи со сменой парадигмы развития общества – переход от индустриальной эпохи к постиндустриальной (развитие информационного и инновационного общества).
В статье проводится анализ применения модели «Тройная спираль» при взаимодействии основных коммерческих и некоммерческих организаций: власть, бизнес и образование (наука). Показаны пути их взаимодействия, рассмотрены особенности отношений коммерческих организаций с техническими и экономическими университетами. Модель рассматривается как инструмент управления инновационным обществом, который вносит новые формы стратегического развития компании, в том числе в образование и органы власти.
В ходе исследования автор использовал такие методы, как сравнительный анализ и системный подход к исследованию основных составляющих модели «Тройная спираль».
|
Growing interest to Triple Helix model due to the change of society development paradigm consisting in the transition from industrial to post-industrial era (the development of information and innovation society) determines the relevance of the research.
We analyze the application of the Triple Helix model in the cooperation of basic commercial and non-profit organizations: authority, business and education (science). We show the ways of their interaction, consider the characteristics of relations of commercial organizations with technical and economic universities. The model is seen as a tool to manage innovation society, to apply new forms of business strategic development including the sphere of education and governmental bodies.
Such methods as comparative analysis and system approach to considering the main components of Triple Helix model are used.
|
|
|
Обзор статьи
В современных условиях важное место отводится задаче интеграции образования (науки), бизнеса (промышленности) и органов государственной власти.
Развитие механизмов адаптации университетов к интеграции групп влияния является одним из основных условий конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
Одним из крупнейших научных деятелей, специализирующихся в области теории информационного общества, является испанский ученый Мануэль Кастеельс [1]. В своих работах он отмечал, что основной отличительной особенностью информационного общества является сетевая логика использования информации. При этом информация приобретает особые качества и выполняет особые функции.
В свою очередь, инновационное общество рассматривается как высокоорганизованная социально-экономическая система, при которой появляется новое качество человеческих ресурсов – генерация новых рациональных идей и высокий темп их внедрения в сферу производства (бизнеса). А эти ресурсы могут предоставить высшие учебные заведения [2].
Основоположниками теории «тройной спирали» (Triple Helix) являются профессор университета Ньюкастла Генри Ицковиц и профессор амстердамского университета Лойет Лейдесдорф (начало XXI века).
«Тройная спираль» показывает связь между властью (государством), бизнесом (промышленностью) и университетом (образование и наука), которые являются основными элементами инновационной экономики. Сама модель «тройной спирали» демонстрирует взаимодействие перечисленных институтов при создании инновационного продукта.
Модель развития информационной инфраструктуры обеспечения инновационной образовательной деятельности университета «Тройной спирали» включает в себя три основных элемента: университет, бизнес, власть.
Каждый институт имеет свои традиционные миссии в модели «Тройная спираль». Модель подразумевает взаимодействие всех составляющих, и на различных этапах развития каждый из институтов выполняет определённую роль. Особое внимание уделяется сотрудничеству бизнеса и науки (Science-to-Business).
Власть (правительство) является источником отношений, которые гарантируют стабильное взаимодействие институтов – государства, университета и бизнеса). В последнее время отмечается сокращение роли государства в финансировании науки.
Государственная политика взаимодействия университета и бизнеса должна быть сбалансированной, она должна поддерживать инновационные процессы в секторах
экономики (не оставляя в стороне низкотехнологические производства и сферу услуг) и в университетах (включая образовательную и научную деятельность).
Миссия университета – образование и научные исследования. Университет получает финансирование и от государства, и от бизнес-сообщества.
Бизнес, в свою очередь, оказывает дополнительные финансовые вложения в фундаментальные исследования и получает доступ к новым знаниям. И при сокращении роли государства возрастает роль бизнеса в финансировании научных исследований.
Основные пути воздействия бизнеса (промышленности) на университет как на научный институт:
1) участие спонсоров в научной деятельности университета без изменения хода исследований (например, финансирование публикаций результатов исследований) – прямое влияние;
2) участие спонсоров в научной деятельности университета с изменением хода исследований (например, финансирование определенного сценария проведения исследований) – косвенное влияние;
3) подчинение научно-исследовательской деятельности университета целям бизнеса (причина – у университета нет источников финансирования научной деятельности).
|
Список использованной литературы
1. Барабанова М.И., Кияев В.И. Информационные технологии: открытые системы, сети, безопасность в системах и сетях: учеб. пособие / Министерство образования и науки РФ; ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов», каф. информатики. СПб., 2010.
2. Трофимов В.В., Минаков В.Ф., Кияев В.И., Ильина О.П., Барабанова М.И., Никитин А.В. Конвергенция информационных технологий. В 2 ч. Ч. 1 / под ред. В.В. Трофимова; Министерство образования и науки РФ; Санкт-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов, каф. информатики. СПб., 2011.
|