ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Регулирование социально-экономического развития организаций кинематографии

REGULATION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF CINEMATOGRAPHY ORGANIZATIONS



Е.Д. Алейченко
Ye.D. Aleychenko
e80808@yandex.ru
аспирант кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения»
candidate for PhD, the Department of Management of Economic and Social Processes, St. Petersburg State University of Cinema and Television
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • организации кинематографии
  • функция регулирования
  • цифровой кинопоказ
  • объём кинопроизводства
  • государственное регулирование организаций кинематографии
  • Keywords:

  • cinematography organizations
  • control function
  • digital cinema
  • volume of film production
  • government regulation of cinematography organizations
  • Актуальность темы статьи обосновывается тем, что повышение темпов экономического роста, социальных результатов кинематографической отрасли зависит от государственной организационно-экономической поддержки её развития, предпринимаемых регулирующих мер рыночного, административно-распорядительного, отраслевого саморегулирующего характера. В объёмах кинопроизводства в период 2010–2015 годов наблюдалось снижение числа создаваемых художественных и документальных и рост анимационных фильмов, возрастали объёмы цифрового кинопоказа. Дальнейшему повышению конкурентоспособности организаций кинематографии способствует реализация комплексных организационно-экономических мер по нейтрализации факторов неравномерного размещения кинотеатров, высокой стоимости кинобилетов, ослабления уровня деятельности организаций кинопроката и кинопоказа.

    The relevance of the research is based on the fact that higher rates of economic growth and social results of the film industry depend on state institutional and economic support of its development as well as regulative measures of market, administrative, industrial, self-regulating character. The film production in 2010-2015 sees a decline in the number of fiction and documentary films and a growth of animated film production as well as digital cinema. Implementing complex organizational and economic measures to cope with uneven location of cinemas, high ticket prices, lower level of activity of film service and cinema organizations contributes to further enhancing the competitiveness of cinematography organizations.

    Обзор статьи

    Выступая социально ориентированной отраслью национальной экономики, кинематография, её организации в процессе создания кинофильмов, их проката и оказания кинозрелищных услуг, обеспечивая темпы экономического роста, в своём стремлении достижения поставленных перед кинематографией социальных результатов, нуждается в государственной организационно-экономической поддержке, осуществляемой в рамках управленческих решений по социально-экономическому развитию организаций кинематографии.
    В системе управления текущим функционированием и средне- и долгосрочным социально-экономическим развитием организаций кинематографии в качестве основной функции, наряду с планированием и организацией деятельности кинематографии, выступает функция регулирования, реализуемая в рамках:
    ● рыночного регулирования, включающего в себя бюджетное финансирование (субсидии, государственный заказ), налоговые льготы (снижение налоговых ставок, налоговые каникулы), таможенные воздействия, направленные на снижение или полную отмену таможенных пошлин;
    ● административно-распорядительного регулирования отношений участников кинематографического рынка, заключающегося в проведении ценовой политики, постоянном взаимодействии с кинопрокатчиками, согласовании репертуарных планов, в наложении возрастных ограничений при публичном показе картины, в обеспечении качества услуг кинопоказа;
    ● отраслевого саморегулирования, выражающегося в разработке стандартов и нормативов общих для всех организаций киноиндустрии, в лицензировании, учреждении фондов и других организационных структур, представляющих социально-экономические интересы участников кинематографического рынка, а также обеспечивающих содействие в установлении финансовых льгот и санкций.
    Важной особенностью современной системы регулирования социально-экономического развития кинопроизводства выступает активное участие Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино) в процессе финансирования организаций, осуществляющих не только производство и продвижение на рынок, но и прокат национальных фильмов, а также оказание кинозрелищных услуг [2; 3].
    К одной из наиболее значимых и последовательно осуществляемых мер государственного регулирования в системе управления деятельностью кинематографической отрасли (2002 год) следует отнести отмену налоговых льгот для всех участников кинопроцесса, с одной стороны, и ежегодное увеличение объёмов финансирования отечественного кинопроизводства, с другой. Эта регулирующая мера была необходима в первую очередь для того, чтобы придать процессу кинопроизводства более высокий уровень транспарентности.
    Если ранее инвесторы, вкладывая средства в создание кинофильма, возвращали бóльшую часть денежных средств в свободном виде от взимания налогов (например, получение прибыли от инвестиций, вкладываемых в кинопроизводство) и не беспокоились о прокатной судьбе фильма, что позволяло производителям снимать кинокартину низкого качества, малопривлекательную для зрителя, то с отменой налоговых льгот и ростом объёмов государственного финансирования получило развитие направление повышения качества выпускаемых кинокартин посредством увеличения реального бюджета фильма.
    В результате предпринятых мер государственного регулирования деятельности кинематографической отрасли (2004 год) был создан ряд высокозатратных кинокартин (например, кинофильм «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова), которые привлекли в кинотеатры значительный поток зрителей, в том числе и за счёт активной рекламной кампании на телевидении, радио и других видах средств массовой информации.
    Сложившаяся в ходе отмены налоговых льгот экономическая ситуация позволила российским кинематографистам к 2008 году обеспечить производство киноработ более высокого качества, которые в совокупности обеспечили 25,7% кассовых сборов. При этом кассовые сборы в отечественных кинотеатрах за счёт показа фильмов Европейского Союза и США составили в 2008 году 13% и 61,3% соответственно.
    Однако мировой экономический кризис 2008–2009 годов оказал существенное влияние на социально-экономическое развитие киноиндустрии. Большинство кинокартин российского производства не окупались в кинопрокате [4]. Рентабельность создаваемых кинокартин для продюсеров при этом обеспечивалась за счёт государственной поддержки, которая уже в 2009 году значительно сократилась. Число открывающихся кинозалов с каждым годом увеличивалось, но при этом росло и количество их закрытий, в результате чего ёмкость кинорынка снизилась. До экономического кризиса 2008–2009 годов темпы роста отечественного кинопроизводства составляли 20–30% в год, а в 2014–2015 годах они не превышали 12–15%. При этом основная масса открывшихся залов организаций кинопоказа приходилась на вторую половину года [6].
    В целом объёмы кинопроизводства за период 2010–2014 годов имели различную тенденцию изменений в зависимости от художественной, документальной или анимационной направленности кинофильмов (табл. 1).

    Список использованной литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. (ред. от 01.01.2016 г.) № 117-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 г. № 1006 «О правительственном совете по развитию отечественной кинематографии» (вместе с «Положением о правительственном совете по развитию отечественной кинематографии»). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Устав Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1215 // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    4. Большая часть инвестиций в российское кино не окупается // Newsland: [сайт]. URL: www.newsland.com/user/4296648018/content/3994770 (дата обращения: 12.01.2016).
    5. Евменов А.Д., Чеснова О.А., Сорвина Т.А. Трансформация подходов к управлению объектами сферы культуры в условиях перехода к постиндустриальному обществу // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2013. № 4(17). С. 61–65.
    6. Обзор российского кинорынка. Итоги 2014 года. СПб.: НеваФильм, 2014.
    7. Самые кассовые фильмы 2015 года // Кинопоиск: [сайт]. URL: www.kinopoisk.ru (дата обращения: 13.01.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2