ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование институциональных условий, определяющих влияние социальной составляющей на трансформацию эколого-экономического пространства региона

FORMING INSTITUTIONAL CONDITIONS DETERMINING INFLUENCE OF SOCIAL COMPONENT ON TRANSFORMATION OF ECOLOGICAL AND ECONOMIC SPACE OF REGION



Т.В. Шабунина
С.П. Щелкина
T.V. Shabunina
S.P. Tschelkina
t191024@yandex.ru
shchelkina.s@iresras.ru
старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН, кандидат экономических наук
старший научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН, кандидат экономических наук
senior researcher, Institute of Problems of Regional Economy of Russian Academy of Science, PhD in Economics
senior researcher, Institute of Problems of Regional Economy of Russian Academy of Science, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • трансформация эколого-экономического пространства региона
  • экологическая грамотность
  • институты формирования экологически грамотного человека
  • экологическое образование
  • охрана окружающей среды
  • Keywords:

  • transformation of ecological and economic space of a region
  • ecological literacy
  • institutions of forming ecologically literate person
  • ecological education
  • environment protection
  • В статье обосновывается влияние экологической грамотности населения на трансформацию эколого-экономического пространства региона. Анализируются основные институты формирования экологически грамотного человека: образование, средства массовой информации, законодательство, общественное мнение. На примере субъектов СЗФО РФ рассматриваются существующие институциональные условия, влияющие на трансформацию эколого-экономического пространства региона. Выделяются основные теоретические проблемы, решение которых необходимо для формирования институциональных условий, способствующих позитивной трансформации эколого-экономического пространства региона.
    Проведенный авторами анализ изменения основных показателей окружающей среды и здоровья населения субъектов СЗФО РФ за период 2000–2014 гг. показал отсутствие положительной динамики эффективности существующих институциональных условий в этом регионе, несмотря на то, что затраты федерального бюджета на охрану окружающей среды постоянно растут. В связи с этим требуется решение таких первоочередных задач, как формирование с учетом экологических аспектов социальной политики на всех уровнях управления, разработка методологии экологизации социальной сферы, формирование и развитие экологической культуры населения.

    We substantiate the influence of ecological literacy of the population on the transformation of ecological and economic space of a region. We analyze the main institutions of forming an ecologically literate person: education, mass media, legislation, public opinion. We consider current institutional conditions affecting the transformation of ecological and economic space of a region by the example of the North West of the Russian Federation. We distinguish the main theoretical problems to be solved for creating institutional conditions contributing to positive transformation of ecological and economic space of a region.
    The analysis of changes in the key indicators of environment and population health in the North West of the Russian Federation in 2000-2014 shows no positive dynamics of effectiveness of current institutional conditions in the region despite growing federal spending on environment protection. It requires dealing with such priorities as developing social policy at all levels of management, creating the methodology of ecologization of social sphere, forming and developing ecological culture of the population.

    Обзор статьи

    Позитивными результатами трансформации эколого-экономического пространства региона являются повышение качества жизни населения, обеспечение устойчивого социально-экономического развития регионов, экологической и экономической безопасности. Основу взаимодействия в системе «природа – общество» составляет экологическая грамотность, включающая базовые знания об источниках загрязнений и ущерба природной среде, о способах и методах предотвращения критических экологических ситуаций и их последствий, о правовых основах охраны природы, о нормативах загрязнений природной среды, о международных правовых нормах.
    Институтом первичного формирования грамотности с точки зрения экологии является семья, которая выполняет ключевую функцию в закладывании экологических установок, ценностей, моделей поведения.
    Базовым институтом формирования экологической грамотности населения является институт образования. Основными принципами при формировании экологически грамотного человека являются: обязательность и приоритетность экологических знаний в системе образования; системность и непрерывность образования в области экологии; направленность образования в области экологии на решение практических задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию; комплексность; гласность при разработке и реализации программ экологического образования и просвещения; преемственность мирового и отечественного опыта в сфере экологической образованности населения; международное и межрегиональное сотрудничество в области формирования экологически образованного человека.
    Влияние института образования на экологическую грамотность, в первом приближении, можно оценить по степени интегрированности экологической составляющей в различные образовательные уровни, непрерывности экологического образования, развитию теории и практики экологического образования, наличию дополнительных экологических образовательных учреждений. Необходимо также сопоставить существующее положение дел в российской системе экологического образования с опытом таких стан, как Германия, Франция, США, где экологическое образование существует длительный период.
    В России Федеральным законом «Об охране окружающей среды» [1] предусматривается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее школьное образование, среднее и высшее профессиональное образование, послевузовское образование и профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения и т.д.
    Таким образом, законодательно установлено обязательное экологическое образование подрастающего поколения и экологическое просвещение всего населения РФ. Тем не менее, существующая организация экологического образования в нашей стране не отвечает экологическим проблемам, что является следствием отсутствия единой государственной политики в области экологического образования.
    Наряду с институтом образования на экологическую грамотность социума влияет институт средств массовой информации: печатные издания, телевидение, Интернет. На сегодняшний день в российской прессе очень мало отдельных рубрик, посвященных экологической тематике. Незначительное количество экологических телепрограмм, которые в основном носят региональный характер, а Интернет пока еще нельзя рассматривать как фактор, влияющий на формирование экологической грамотности населения. Это связано, прежде всего, с малым количеством пользователей Интернета в России и степенью его доступности для различных социальных групп. Тем не менее, несомненными преимуществами электронного способа распространения информации являются оперативность реагирования на события, отсутствие затрат, связанных с оформлением, печатью, распространением. Влияние института средств массовой информации на экологическую грамотность населения можно оценить по наличию и количеству экологических передач на телевидении, рубрик в общих печатных СМИ.
    Большое влияние на экологическую грамотность оказывают институты гражданского общества. Сегодня в России около тысячи межрегиональных и региональных экологических организаций и порядка десяти филиалов крупных международных объединений, таких как Гринпис, Всемирный фонд дикой природы, Международное экологическое объединение, Всероссийское общество охраны природы и т.д. В Северо-Западном регионе России действуют межрегиональная общественная молодёжная экологическая организация «Друзья Балтики», общественная благотворительная экологическая организация «Зелёный мир», общественное экологическое движение жителей южного берега Финского залива «Родной Берег».
    Кроме рассмотренных выше институтов на формирование экологической грамотности населения существенное влияние оказывает функционирование современной правовой системы. Несовершенство правовой базы не позволяет сформировать действенную систему непрерывного экологического образования и воспитания в РФ. Тем не менее, в ряде субъектов РФ приняты законы «Об экологическом просвещении, экологическом образовании и формировании экологической культуры». Так, например, в Санкт-Петербурге такой закон вступил в силу с 1 января 2016 г. [2]. Аналогичные законы приняты в Архангельской и Калининградской областях. В остальных субъектах Северо-Западного федерального округа РФ (СЗФО РФ) приняты концепции непрерывного экологического образования.
    В первом приближении оценить состояние институциональной среды в регионе и ее влияние на трансформацию эколого-экономического пространства можно на основе динамики основных показателей окружающей среды и здоровья населения. Так, например, анализ статистических показателей окружающей среды и здоровья населения в субъектах СЗФО РФ за период 2000–2014 гг. показал, что их динамика неблагоприятна. Практически во всех субъектах СЗФО наблюдается увеличение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объемов оборотной и последовательно используемой воды.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. на 13 июля 2015 года). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Закон Санкт-Петербурга «Об экологическом просвещении, экологическом образовании и формировании экологической культуры на территории Санкт-Петербурга». Принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга 24.06.2015 г. // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: gov.spb.ru/Law?d&nd=537963933&prevDoc=537963933 (дата обращения: 12.01.2016).
    3. Регионы России. Социально-экономические показатели – 2014: стат. сб. // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat-main/.../doc_1138623506156 (дата обращения: 12.01.2016).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2