ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемные аспекты подготовки и проведения арбитражными управляющими собраний кредиторов в процедурах банкротства

CHALLENGES IN ARRANGING AND HOLDING CREDITORS' MEETINGS BY TRUSTEES IN INSOLVENCY IN THE COURSE OF BANCRUPTCY PROCEEDINGS



В.С. Логвинович
V.S. Logvinovich
u17-lvs@yandex.ru
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук
Associate Professor of Civil Law Department, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Law
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • несостоятельность (банкротство)
  • кредитор
  • реестр требований кредиторов
  • арбитражный управляющий
  • процедуры банкротства
  • собрание кредиторов
  • лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве
  • лица, участвующие в деле о банкротстве
  • арбитражный суд
  • Keywords:

  • insolvency (bankruptcy)
  • the lender
  • Register of creditor's claims
  • trustee in insolvency
  • insolvency proceedings
  • creditors' meeting, parties in insolvency proceedings
  • arbitration tribunal
  • Статья посвящена наиболее актуальным вопросам применения законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении арбитражными управляющими собраний кредиторов должника.
    По своей структуре статья построена по принципу от общего к частному: проведён анализ законодательства о несостоятельности и выявлены наиболее актуальные проблемы, возникающие в процессе проведения собраний кредиторов, а именно: вопросы надлежащего уведомления кредиторов о предстоящем собрании, допуска к участию в собрании кредиторов, прибывших после завершения регистрации участников.
    Исследование проведено на основе использования сравнительно-правового, системно-структурного, логического и других методов технико-юридического анализа.
    Автор делает однозначные выводы о необходимости реформирования ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)», а также ряда подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации и проведения собраний кредиторов должника.

    The article deals with the most topical issues of the use of national legislation on insolvency of legal entities and individual entrepreneurs in the course of arranging and holding creditors' meetings by trustees in insolvency.
    The article has been constructed in accordance with “general-to-specific” approach: insolvency law has been analyzed with the follow-up reveal of the most relevant matters occurring in the course of holding creditor's meetings to wit: dully reporting to creditors on the forthcoming meeting, providing admission to the meeting and eligibility to those creditors, who announce arrival after the registration has been completed.
    The research has been made on the basis of comparative law method along with structural and logical, and other methods of technical and legal analysis.
    The author concludes by stressing the need to reform the Federal Law On Insolvency (bankruptcy) as well some other bylaws regulating the matter of arranging and holding creditors' meeting.

    Обзор статьи

    Процедура банкротства – одно из самых сложных явлений: растянутость во времени, столкновение множества интересов, необходимость принимать правильные правовые решения (как в судебных процессах, так и на собраниях кредиторов), контролировать деятельность арбитражного управляющего, своевременно и надлежащим образом реагировать на нарушения прав и законных интересов сторон – всё это требует профессионального подхода к проблеме.
    Для обеспечения баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в деле о банкротстве, арбитражным управляющим в процедурах банкротства созывается собрание кредиторов, имеющее целью представление интересов кредиторов во взаимоотношениях с должником, а также осуществление контрольных функций в отношении деятельности самого арбитражного управляющего.
    Порядок созыва, проведения и принятия решений собранием кредиторов регулируется Федеральным законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту – Закон о банкротстве) [1], а также постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 г. № 56 «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» (далее – Общие правила) [2].
    Согласно Закону о несостоятельности организация и проведение собраний кредиторов, за редким исключением, является обязанностью арбитражного управляющего. Только в случае не проведения арбитражным управляющим собрания по требованию кредитора, оно может быть проведено лицом, требующим его созыва.
    В рамках проведения организационных мероприятий арбитражные управляющие сталкиваются с рядом спорных вопросов, сложность решения которых заключается в отсутствии их законодательного урегулирования.
    Так, например, в соответствии со ст. 13 Закона о банкротстве надлежащим уведомлением признаётся направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с Законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания:
    - по почте не позднее чем за 14 дней до даты проведения собрания кредиторов;
    - иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за 5 дней до даты проведения собрания кредиторов [1].
    Конкретный вид почтового отправления законодательством о несостоятельности (банкротстве) не предусмотрен. Однако следует учитывать, что простые письма не обеспечивают фиксации ни даты отправки сообщения, ни даты его вручения и не могут направляться с уведомлением о вручении.
    Поэтому направление кредитору сообщения о проведении собрания кредиторов простым письмом не является надлежащим уведомлением. В этом случае отправитель не будет располагать необходимыми доказательствами отправки или вручения письма и, соответственно, соблюдения требований п. 1 ст. 13 Закона о банкротстве.
    Таким образом, надлежащим доказательством уведомления кредитора о проведении собрания кредиторов может быть только заказное письмо с простым уведомлением о вручении, поскольку при его отправлении обеспечивается фиксация и даты отправки, и даты вручения адресату.
    В п. 49 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 22.06.2012 г. № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» [3] определена необходимость направления сообщения о проведении собрания кредиторов также в суд, рассматривающий дело о банкротстве, в порядке и срок, установленные п. 1 ст. 13 Закона о банкротстве.
    Арбитражный суд, безусловно, является необходимым участником производства по делу о несостоятельности, но к лицам, участвующим в деле, а тем более к лицам, участвующим в арбитражном процессе по делу о несостоятельности, не относится. Соответственно, арбитражный суд никак нельзя отнести к «лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов» [1].
    Таким правом обладают лица, уполномоченные принимать решения и заинтересованные в принятых собранием решениях, исключение составляет только орган по контролю и надзору, но необходимость его извещения прямо предусмотрена Законом.
    Принимая участие в собраниях кредиторов должников, специалисты Росреестра осуществляют контроль за порядком проведения собраний кредиторов и соблюдением арбитражными управляющими федерального законодательства о несостоятельности (банкротстве), в том числе, за своевременностью проведения собраний кредиторов, уведомлением лиц, полномочных участвовать в собраниях, за соответствием подготовленных арбитражными управляющими протоколов собраний кредиторов и иных документов, как нормативным правовым актам, так и фактическим обстоятельствам проведения собрания.
    Заинтересованности у арбитражного суда по определению быть не может, да и Закон о несостоятельности не предусматривает необходимости направления сообщений о проведении собраний кредиторов в суд, рассматривающий дело о банкротстве.
    Полагаем, что в данном случае арбитражный суд вместо толкования Закона напрямую устанавливает дополнительные обязанности для арбитражных управляющих, за неисполнение которых привлекает к административной ответственности.
    Положение п. 49 Постановления Пленума ВАС РФ представляется тем более необоснованным ввиду того, что сведения о проведённом собрании кредиторов, с приложением всех подтверждающих документов, направляются в арбитражный суд не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания. Возложение дополнительных почтовых расходов, привлечение арбитражных управляющих к административной ответственности по данному основанию, на наш взгляд, является неправомерным.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. 28 октября. № 43. Ст. 4190.
    2. Постановление Правительства РФ от 06.02.2004 г. № 56 (ред. от 28.07.2004 г.) «Об общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов» // Собрание законодательства РФ. 2004. 16 февраля. № 7. Ст. 526.
    3. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 г. № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» // Вестник ВАС РФ. 2012. № 8. Август.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2