ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Система взаимосвязанных факторов развития инновационной активности предприятий в регионе

SYSTEM OF INTERRELATED FACTORS OF DEVELOPMENT OF INNOVATION ACTIVITY OF REGIONAL COMPANIES



С.С. Корчемкин
S.S. Korchemkin
alhxor@gmail.com
аспирант кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
candidate to PhD of the Management Department, State Institute Economics, Finance, Law and Technologies
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • инновационная политика
  • инновационная активность
  • региональное развитие
  • предприятие
  • управление
  • региональные факторы инновационной активности
  • Keywords:

  • innovation policy
  • innovation activity
  • regional development
  • enterprise
  • management
  • regional factors of innovation activity
  • В контексте задачи по созданию национальной инновационной системы в статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием региональных стратегий развития инновационной активности предприятий.
    Автор выявляет, уточняет и систематизирует факторы развития инновационной активности региональных предприятий с учётом опыта Ленинградской области. Все региональные факторы инновационной активности систематизируются по трём большим группам: 1) средовые факторы, характеризующие качество инновационной среды региона; 2) инфраструктурные факторы, описывающие состояние инновационной региональной инфраструктуры; 3) рыночные факторы, показывающие уровень развития регионального рынка инноваций.

    We consider issues of creating regional strategies of development of business innovation activity in terms of establishing a national innovation system.
    We distinguish, specify and systemize the factors of development of innovation activity of regional companies taking into consideration the experience of Leningrad region. All regional factors of innovation activity can be grouped the following way: 1) environment factors characterizing the quality of the innovation activity environment; 2) infrastructure factors describing the state of the regional innovation infrastructure; 3) market factors showing the level of the development of the regional innovation market.

    Обзор статьи

    В настоящее время на всех уровнях управления экономикой большое внимание уделяется решению проблем по импортозамещению современных товаров и новых технологий, и соответственно – вопросам необходимости формирования в России национальной инновационной системы (НИС).
    Понятно, что формирование НИС станет результативным только в том случае, если будет идти не только «сверху», через законодательные и организационно-финансовые меры федеральных органов власти, создание федеральных инновационных центров типа «Сколково» и др., но и «снизу» – через деятельность региональных субъектов управления по внедрению инноваций на местных предприятиях и формированию региональных инновационных систем (РИС). Ведь именно инновационным региональным производствам и отраслям, а значит и представляющим их субъектам – наиболее инновационно активным предприятиям региона принадлежит ведущая роль в формировании основных путей его развития.
    В связи с вышеизложенным можно утверждать, что активизировавшиеся в настоящее время процессы по созданию эффективной отечественной системы поддержки инноваций будут более результативными и успешными, если на уровне региональных субъектов управления будут сформированы региональные стратегии развития и стимулирования инновационной активности предприятий.
    Понятно, что чем больше в экономике региона системообразующих инновационно активных предприятий, использующих современное наукоёмкое, высокотехнологичное производство, тем выше конкурентоспособность самого региона и лучше условия для развития региональной социально-экономической системы. Но сами по себе производственные предприятия, особенно – те из них, которые вовлечены в бизнес, как правило, заинтересованы в прибыли, а не в дополнительных расходах на разработку или покупку новых технологий и связанных с этим рисках. А деятельность государственных научных учреждений, вузов и центров НИР, как правило, далека от нужд современного производства и, в целом, от рынка. Поэтому без инициативы и реальной помощи региональных органов власти наладить взаимовыгодное сотрудничество между наукой, бизнесом и производством в регионе, по нашему убеждению, просто невозможно.
    Как следует из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Правительством РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), государственная поддержка национальной инновационной системы должна осуществляться по нескольким направлениям:
    - во-первых, через создание благоприятной экономической и правовой среды для инновационной деятельности;
    - во-вторых, через формирование инфраструктуры инновационной системы;
    - в-третьих, через создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности» [2].
    В данной Концепции также указано, что целью национальной системы поддержки инноваций «… является масштабное технологическое обновление производства на основе передовых научно-технических разработок, формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения, поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики» [2. С. 50].

    Список использованной литературы

    1. Долгосрочная целевая программа «Поддержка инновационной деятельности в Ленинградской области на 2010–2015 гг.». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Правительством РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // Официальный сайт Минэкономразвития. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_N1662_red_08.08.2009 (дата обращения: 05.08.2015).
    3. Постановление Правительства Ленобласти от 19 февраля 2014 года № 29 «Об утверждении Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/537949733 (дата обращения: 05.08.2015).
    4. В Ленинградской области реализуется проект индустриального парка в сфере нанотехнологий «Нанопарк Гатчина» // Сайт о нанотехнологиях в России. URL: http://www.nanonewsnet.ru/news/2015/v-leningradskoi-oblasti-realizuetsya-proekt-industrialnogo-parka-v-sfere-nanotekhnologii-n (дата обращения: 10.07.2015).
    5. О создании Совета молодых учёных и специалистов в Ленинградской области // Инновации и предпринимательство: [сайт]. URL: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_63A18552-B5F4-422E-87FE-0F7EAF330285.html (дата обращения: 05.08.2015).
    6. Пресс-служба Губернатора и Правительства Ленинградской области. Ленобласть развивает фармакологический кластер // Вестник строительного комплекса. 2013. 7 августа. URL: http://www.vestnik.info/news/release1521.html (дата обращения: 05.08.2015).
    7. Рогова И.Н. Направления рационализации систем операционного и стратегического менеджмента промышленных предприятий. СПб.: Студия «НП-Принт», 2012. 116 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2