ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Организационно-экономический механизм оценки использования ресурсного потенциала организации сферы услуг

ORGANIZATION AND ECONOMIC MECHANISM OF ASSESSING RESOURCE POTENTIAL OF SERVICE COMPANY



И.Ф. Феклистов
И.Л. Зайцева
I.F. Feklistov
I.L. Zaitzeva
gorbunov39@bk.ru
gorbunov39@bk.ru
профессор ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации
ассистент кафедры торгового дела и товароведения Санкт-Петербургского государственного экономического университета
Professor of St. Petersburg University of Economics, Doctor of Economics, professor
assistant at the Department of Trade and Merchandizing, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • организационно-экономический механизм
  • оценка
  • ресурсный потенциал
  • организация сферы услуг
  • факторы производства
  • Keywords:

  • organization and economic mechanism
  • assessment
  • resource potential
  • organization of service sphere
  • production factors
  • В статье рассматриваются проблемы формирования и эффективного использования ресурсного потенциала, а также его оценки в организациях сферы услуг.
    Цель исследования: структурировать основные элементы системы оценки ресурсного потенциала и выработать механизм его оптимизации. Задачей исследования является определение последовательности действий в системе оценки ресурсного потенциала, оценка энергетических и информационных возможных объемов производства услуг.
    В статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены разнообразные виды энергетических и информационных составляющих ресурсного потенциала организации сферы услуг.
    В результате проведенных исследований определены результаты оценки ресурсного потенциала. При этом выявлено, что ресурсный потенциал в сфере услуг существует вне сферы производства услуг, но может в нем участвовать. Он формируется из имеющихся ресурсов не только в определенных объемах, но и в определенной комбинации, которые необходимы для предстоящего производства услуг. Выявлены разграничения в организациях сферы услуг в категориях «производственный потенциал», «ресурсный потенциал», что позволяет производственный потенциал рассматривать со стороны результативной части процесса производства услуг, а ресурсный – со стороны подготовительной.

    We focus on the problems of forming and effectively using the resource potential as well as assessing it in service organizations.
    The research is aimed at structuring the basic elements of the system of assessing the resource potential and developing a mechanism of its optimization. Our task is to define the sequence of actions when assessing the resource potential as well as to estimate possible energy and information volumes of providing services.
    Applying general methods of scientific research, we look at various kinds of energy and information components of the resource potential of a service organization.
    Having carried out the research, we determine the results of assessing the resource potential. We make the conclusion that the resource potential in the service sphere is outside the service production but can participate in it. It is formed of the available resources not only in certain volume but also in certain proportion necessary for the service production. We distinguish production potential and resource potential, which enables us to consider the production potential from the point of view of the service production process and the resource potential from the point of view of preparation.

    Обзор статьи

    Экономическое содержание ресурсного потенциала организации сферы услуг (лат. potentia – возможность, мощь) означает, по нашему мнению, степень мощности, скрытых возможностей, заложенных в материальных, финансовых, людских ресурсах.
    Другими словами, ресурсный потенциал организации сферы услуг – это материальные и финансовые средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии у организации, которые могут быть приведены в действие для достижения результата в интересах потребителя услуг на основе экономических отношений в процессе использования имеющихся в наличии ресурсов.
    В результате проведенных нами исследований, мы пришли к выводу, что количественные оценки ресурсов носят определяющий характер и не всегда соответствуют возможным объемам их использования и восстановления в последующих операциях. При этом имеющимся ресурсом определяется оценка их наличия и возможности для производства услуг. Из этого мы делаем вывод, что ресурсный потенциал оценивает энергетические, материальные и информационные возможности объемов производства услуг.
    Полагаем, что в настоящее время уделяется еще недостаточное внимание исследованию ресурсного потенциала в организации сферы услуг. Мы считаем, что ресурсный потенциал в организации сферы услуг показывает положение экономики организации, при этом не раскрывается содержание протекающих процессов.
    Из вышеизложенного делаем вывод, что ресурсы и ресурсный потенциал в организации сферы услуг включают различные виды материальных, энергетических и информационных составляющих:
    - солнечная энергия, почва, вода, минеральные вещества и т.д. образуются естественным путем;
    - машины, механизмы, финансы и другие материальные средства создаются человеком.
    Первые существуют независимо от человека, вторые создаются им самим, но между ними есть прямая зависимость.
    Другими словами, ресурсный потенциал организации сферы услуг представляет собой совокупность энергетических и материальных источников, профессиональных знаний и опыта людей, участвующих в процессе производства услуг.
    Ресурсный потенциал в организации сферы услуг существует вне сферы производства услуг, но может в ней находиться. Он определяется не только объемами имеющихся ресурсов, но и определённой зависимостью.
    Следует подчеркнуть, что понятие «ресурсный потенциал» не может совпадать с понятием «ресурсы», поскольку ресурсы выступают как вспомогательное средство при производстве услуг. Рассмотрим конкретно каждый вид ресурсов и представим их классификацию в виде групп:
    - природные – вещества, которые можно использовать в производстве услуг;
    - материальные – средства производства, которые учувствуют в процессе;
    - трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое участвует в работе организации сферы услуг;
    - информационные – ресурсы, участвующие в научной и инновационной деятельности;
    -денежные – средства, участвующие непосредственно в производстве услуг [4. С. 13–14].
    Рассмотрим поподробнее каждую из представленных групп ресурсов применительно к организации сферы услуг.
    1. Природные ресурсы – это естественные ресурсы в виде земли, воды, полезных ископаемых, растительного и животного мира, участвующие в производстве услуг.
    2. Материальные ресурсы – предметы труда, уже созданные человеком: сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, отходы производства, запасные части машин и т.д., то есть всё, что используется при производстве услуг.
    3. Трудовые ресурсы – часть населения, которая может принять участие в процессе производства услуг. По действующей в настоящее время в нашей стране методике основными трудовыми ресурсами является трудоспособное население: мужчины в возрасте 16–59 лет, женщины в возрасте 16–54 лет. К трудовым ресурсам России можно также отнести население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве услуг – школьники, пенсионеры. Проведенное нами исследование показало, что в зарубежной экономической науке нет единого подхода к определению трудовых ресурсов, поэтому в статистике этих стран встречаются различные, нередко противоречивые понятия относительно оценки трудовых ресурсов в организации сферы услуг [1. С. 853].
    4. Информационные ресурсы – интеллектуальные ресурсы, определенный объем научно-технической информации (книги, журналы, описания изобретений и другие материалы), которыми располагает конкретная организация сферы услуг. Информационные ресурсы в отличие от материальных ресурсов можно отнести к возобновляемым, имеющим способность к тиражированию.
    5. Пятая группа ресурсов – денежные ресурсы. Сюда мы отнесем финансовые денежные средства, находящихся в распоряжении организации сферы услуг [4. С. 15].
    Следует отметить, что сегодня в экономической науке вместо понятия «производственные ресурсы» используется термин «факторы производства». Однако мы считаем, что факторы производства – это экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

    Список использованной литературы

    1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. 6-е изд., доп. М.: Институт новой экономики, 2004. 1376 с.
    2. Калашникова Н.И., Ванин Д.С. Ресурсно-производственный потенциал региона // Тенденции развития национальной экономики. Саратов, 2002.
    3. Резепов М.Ю. Ресурсный потенциал: понятие, механизм регулирования. Саратов: Научая книга, 2003. 40 с.
    4. Феклистов И.И. Формирование и реализация ресурсного потенциала строительного комплекса. Методология и методы. СПб.: Политехника Сервис, 2010. 423 с.
    5. Фонотов А.Г. Ресурсный потенциал: планирование, управление. М.: Экономика, 1985. 60 с.
    6. Харин А.А., Коленский И.Л. Управление инновациями: в 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов / под ред. Ю.В. Шленова. М.: Высшая школа, 2003. 252 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2