Экономическое содержание ресурсного потенциала организации сферы услуг (лат. potentia – возможность, мощь) означает, по нашему мнению, степень мощности, скрытых возможностей, заложенных в материальных, финансовых, людских ресурсах.
Другими словами, ресурсный потенциал организации сферы услуг – это материальные и финансовые средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии у организации, которые могут быть приведены в действие для достижения результата в интересах потребителя услуг на основе экономических отношений в процессе использования имеющихся в наличии ресурсов.
В результате проведенных нами исследований, мы пришли к выводу, что количественные оценки ресурсов носят определяющий характер и не всегда соответствуют возможным объемам их использования и восстановления в последующих операциях. При этом имеющимся ресурсом определяется оценка их наличия и возможности для производства услуг. Из этого мы делаем вывод, что ресурсный потенциал оценивает энергетические, материальные и информационные возможности объемов производства услуг.
Полагаем, что в настоящее время уделяется еще недостаточное внимание исследованию ресурсного потенциала в организации сферы услуг. Мы считаем, что ресурсный потенциал в организации сферы услуг показывает положение экономики организации, при этом не раскрывается содержание протекающих процессов.
Из вышеизложенного делаем вывод, что ресурсы и ресурсный потенциал в организации сферы услуг включают различные виды материальных, энергетических и информационных составляющих:
- солнечная энергия, почва, вода, минеральные вещества и т.д. образуются естественным путем;
- машины, механизмы, финансы и другие материальные средства создаются человеком.
Первые существуют независимо от человека, вторые создаются им самим, но между ними есть прямая зависимость.
Другими словами, ресурсный потенциал организации сферы услуг представляет собой совокупность энергетических и материальных источников, профессиональных знаний и опыта людей, участвующих в процессе производства услуг.
Ресурсный потенциал в организации сферы услуг существует вне сферы производства услуг, но может в ней находиться. Он определяется не только объемами имеющихся ресурсов, но и определённой зависимостью.
Следует подчеркнуть, что понятие «ресурсный потенциал» не может совпадать с понятием «ресурсы», поскольку ресурсы выступают как вспомогательное средство при производстве услуг. Рассмотрим конкретно каждый вид ресурсов и представим их классификацию в виде групп:
- природные – вещества, которые можно использовать в производстве услуг;
- материальные – средства производства, которые учувствуют в процессе;
- трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое участвует в работе организации сферы услуг;
- информационные – ресурсы, участвующие в научной и инновационной деятельности;
-денежные – средства, участвующие непосредственно в производстве услуг [4. С. 13–14].
Рассмотрим поподробнее каждую из представленных групп ресурсов применительно к организации сферы услуг.
1. Природные ресурсы – это естественные ресурсы в виде земли, воды, полезных ископаемых, растительного и животного мира, участвующие в производстве услуг.
2. Материальные ресурсы – предметы труда, уже созданные человеком: сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо, отходы производства, запасные части машин и т.д., то есть всё, что используется при производстве услуг.
3. Трудовые ресурсы – часть населения, которая может принять участие в процессе производства услуг. По действующей в настоящее время в нашей стране методике основными трудовыми ресурсами является трудоспособное население: мужчины в возрасте 16–59 лет, женщины в возрасте 16–54 лет. К трудовым ресурсам России можно также отнести население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в производстве услуг – школьники, пенсионеры. Проведенное нами исследование показало, что в зарубежной экономической науке нет единого подхода к определению трудовых ресурсов, поэтому в статистике этих стран встречаются различные, нередко противоречивые понятия относительно оценки трудовых ресурсов в организации сферы услуг [1. С. 853].
4. Информационные ресурсы – интеллектуальные ресурсы, определенный объем научно-технической информации (книги, журналы, описания изобретений и другие материалы), которыми располагает конкретная организация сферы услуг. Информационные ресурсы в отличие от материальных ресурсов можно отнести к возобновляемым, имеющим способность к тиражированию.
5. Пятая группа ресурсов – денежные ресурсы. Сюда мы отнесем финансовые денежные средства, находящихся в распоряжении организации сферы услуг [4. С. 15].
Следует отметить, что сегодня в экономической науке вместо понятия «производственные ресурсы» используется термин «факторы производства». Однако мы считаем, что факторы производства – это экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.