|
|
|
|
профессор кафедры менеджмента и экономики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры предпринимательства в туризме ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук
|
Professor of the Department of Management and Economics of St. Petersburg State Institute of Culture, Doctor of Economics, professor
senior lecturer at the Department of Entrepreneurship in Tourism, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
инновации и инновационная активность
туристская услуга
инновационный процесс
инновационный продукт
туристский бизнес
|
Keywords:
innovations and innovation activity
tourist service
innovation process
innovation product
tourist business
|
Актуальность статьи обусловлена необходимостью перехода экономики к инновационной модели развития, декларируемой высшим руководством страны. В условиях рыночной экономики роль инноваций значительно возросла. Инновации являются эффективным инструментом в конкурентной борьбе, так как способствуют улучшению качественных характеристик и росту прибыли компании и, как следствие, повышению имиджа производителя новых продуктов или услуг, открытию и захвату новых рынков и их сегментов.
Индустрия туризма как отрасль экономики имеет огромный потенциал развития в условиях экономических и политических санкций западных стран в отношении России и нестабильности курса валют, т.к. туристские потоки имеют тенденцию к переориентации в сторону российского рынка туристских услуг. Кроме того, основываясь на эксплуатации местных ресурсов, в частности человеческого капитала, развитие отрасли способствует снижению уровня безработицы в регионе.
Автор делает вывод о том, что за последние годы предприняты недостаточные меры для того, чтобы сделать туристскую отрасль восприимчивой к инновациям. В связи с этим программы поддержки туристской отрасли нуждаются в корректировке с учетом изменившейся внешнеполитической и экономической ситуации.
|
The relevance of the research is determined by the need to make the transition to the innovation model of economic development declared by the country’s leaders. The role of innovations has considerably increased under market economy conditions. Innovations represent an effective tool of competitive struggle as they contribute to quality improvement and profit growth, which results in better image of the producer of new products or services, entering new markets and gaining market share.
The tourist industry as an economic industry has a great potential under economic and political sanctions introduced by western countries towards Russia and unstable currency rate as tourist flow tends to change its orientation towards the domestic market of tourist services. Besides, due to using local resources and human capital in particular it contributes to decreasing the unemployment rate in the region.
We make the conclusion that recent measures have not been sufficient to make the tourist industry susceptible to innovations. Therefore, programs to support the tourist industry should be corrected taking into consideration the changes in foreign policy and economic situation.
|
|
|
Обзор статьи
В инновационной деятельности туристский бизнес опирается на фундамент знаний, накопленный в экономических науках. Приступать к планированию инновационного процесса необходимо после предварительного анализа как существующих форм и методов производства туристического продукта, так и анализа рынка. Мотивы к инновационной деятельности в туристской отрасли отличаются в разных странах и зависят, в том числе, от наличия программ государственной поддержки туризма как отрасли.
Уровень инновационной активности экономических агентов определяется отраслевой структурой экономики; наличием научной, производственной, информационной и другой инфраструктуры для инновационной деятельности; структурой рабочей силы; развитостью общественных потребностей и т.д.
Под инновационной активностью субъекта экономики в целом необходимо понимать и комплексную характеристику его инновационной деятельности, и восприимчивость к новациям, и степень интенсивности осуществляемых действий по трансформации инновации, и своевременность и способность мобилизации потенциала инновационных структур для достижения качества выпускаемого продукта или услуг, а также латентные стороны этого процесса: обоснованность методов, рациональность технологий инновационного процесса по его составу, последовательность и др. [3].
Инновационная активность характеризуется следующими показателями [2]:
- качество проводимой инновационной стратегии;
- уровень привлечения капиталовложений;
- уровень размера привлеченных капиталовложений;
- иное более высокое качество методов, используемых при проведении инновационных изменений;
- обоснованность формирования инновационной активности и соответствие реакции субъекта экономики характеру конкурентной ситуации требований современного рынка;
- оперативность в проведении стратегических инновационных изменений и др.
К инновационной деятельности в туризме относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, а ее содержанием является создание и внедрение новшеств посредством коммерциализации достижений.
Под инновацией в туризме следует понимать принципиально новые или более усовершенствованные продукты и услуги, методы организации, обучения, управления, производства, финансирования и маркетинга, являющиеся новыми для конкретной организации в определенный момент времени и способствующие сохранению и повышению ее финансово-экономических результатов [1].
Технологический уровень организации, эффективность, конкурентоспособность услуги, доля рынка, стабильное финансовое положение определяются в условиях новой экономики интенсивностью инновационного процесса. Возрастает спрос на новые технологии, услуги, методы и системы управления. Основным ресурсом становятся знания, выступающие на рынке в форме надлежащим образом оформленных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
|
Список использованной литературы
1. Баранова А.Ю., Леонтьев В.Е. Концепция государственного финансирования инновационной деятельности индустрии гостеприимства в городах-курортах // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. С. 44–57.
2. Гильярди Ю.А. Управление инновациями как фактор повышения эффективности предпринимательской деятельности // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2009. № 12. С. 92–94.
3. Куприн А.А. [и др.]. Формирование устойчивого развития предпринимательства на основе инновационной активности: монография. СПб.: Астерион, 2013.
4. Рубан Д.А. Инновационный менеджмент в туризме: направления и управленческие действия // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. 2015. № 1. С. 114–126.
|