ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие законодательства Евразийского экономического союза о хозяйствующих субъектах

THE DEVELOPMENT OF LEGISLATION OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION ON ECONOMIC ENTITIES



О.К. Кремлёва
O.K. Kremleva
kremlev.o@unecon.ru
зав. кафедрой хозяйственного права ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат юридических наук, доцент
Head of the Department of Business Law, Saint-Petersburg State University of Economics, PhD in Law, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • понятие хозяйствующего субъекта
  • соотношение с понятием юридического лица
  • Евразийский экономический союз
  • организационно-правовые формы юридических лиц
  • совершенствование законодательства о хозяйственных обществах
  • Keywords:

  • the concept of economic entity
  • correlation with the concept of legal entity
  • Eurasian Economic Union
  • business entities
  • the development of law on economic societies
  • В статье проводится анализ законодательства всех стран-участниц Евразийского экономического союза, рассматриваются перспективы его трансформации.
    Актуальность исследования обусловлена масштабными преобразованиями отечественного законодательства о юридических лицах и принципиально новыми условиями хозяйствования в условиях Евразийского экономического союза.
    В ходе исследования автор использовал такие методы, как сравнительно-правовой анализ, классификация, а также системный подход к исследованию проблем конструкции юридического лица в системе концепции законодательства Евразийского экономического союза о хозяйствующих субъектах.
    На основе анализа действующего законодательства и динамики его развития в условиях международной интеграции обоснована необходимость всестороннего мониторинга законодательства о хозяйствующих субъектах государств – участников ЕАЭС и кандидатов к вступлению в Союз.

    The article provides analyses of the legislation of all Eurasian Economic Union member states and examines perspectives of its transformation.
    The relevance of the study is caused by extensive transformations of domestic law on legal entities and by fundamentally new business environment within Eurasian Economic Union.
    In the course of the research the author has used such methods as comparative legal analysis, classification, systems approach to the research of the legal entity construction within the concept of legislation of Eurasian Economic Union on economic entities.
    Based on the analysis of the current legislation in force and of its development dynamics in the light of international integration the need for thorough monitoring of law on economic entities in the EAEU member states and in the candidate-countries has been substantiated.

    Обзор статьи

    Нормативно-правовая база Евразийского экономического союза (ЕАЭС) оперирует понятием хозяйствующего субъекта, подразумевая под ним юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства [7]. Данная категория в полном объёме унаследована от нормативной базы организаций-предшественников, в том числе из Договора об обращении в Суд Евразийского экономического сообщества хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним от 9 декабря 2010 года. В соответствии с данным Договором указанный Суд рассматривал дела в рамках Таможенного союза по заявлению хозяйствующих субъектов и сформировал известную практику. Согласно ст. 1 Договора хозяйствующим субъектом признавалось юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза или третьего государства, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза или третьего государства. Данная дефиниция оказалась настолько же удобной, насколько всеохватывающей, и в связи с ее очевидностью, видимо, оказалась за рамками текста ст. 2 Договора о Евразийском экономическом союзе «Определения» [6], если только не предположить, что понятие основного участника экономической деятельности ЕАЭС не было зафиксировано в ст. 2 Договора о ЕАЭС «Определения» нарочно.
    Имеет смысл рассмотреть альтернативное предположение. Авторы договора исходили из намерений, указанных в качестве первого и последнего определения, содержащегося в ст. 2: «гармонизации законодательства», т.е. сближения законодательства государств-членов, направленного на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах, и «унификации законодательства», т.е. сближения законодательства государств-членов, направленного на установление идентичных механизмов правового регулирования в отдельных сферах, определенных Договором. Предусмотрев в той же статье, что «иные понятия, используемые в настоящем Договоре, понимаются в значениях, приведенных в соответствующих разделах настоящего Договора и приложениях к нему», законодатели значения понятия «хозяйствующий субъект» не привели ни разу, вплоть до Приложения, содержащего Статут Суда ЕАЭС. Возможно, законодатели сочли не просто неуместным закрепление понятия «хозяйствующий субъект» среди основополагающих дефиниций ЕАЭС, но и дали понять, что данная категория является промежуточной, в дальнейшем ЕАЭС будет стремиться к определению более высокого порядка субъектов, осуществляющих экономическую деятельность и унификации их организационно-правовых форм.
    Между тем действующий договор оперирует именно категорией хозяйствующего субъекта, вкладывая в неё практически то же самое содержание, что и закреплённое в нормативной базе организаций-предшественников. Непосредственно термин «хозяйствующий субъект» используется в Договоре 65 раз, впервые понятие применяется в ст. 61 в связи с закреплением функции ЕАЭС в проведении государствами-членами согласованной политики в сфере защиты прав потребителей, направленной на формирование равных условий для граждан государств-членов по защите их интересов от недобросовестной деятельности хозяйствующих субъектов. В Разделе XVIII Договора «Общие принципы и правила конкуренции» понятие хозяйствующих субъектов систематически поясняется законодателями его аналогом «субъект рынка» равно как для государств-членов, так и для третьих стран.

    Список использованной литературы

    1. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 1994. 8 декабря. № 238–239.
    2. Гражданский Кодекс Республики Армения. URL: http://www.parliament.am/law_docs/050598HO239rus.html?lang=rus (дата обращения: 16.06.2015).
    3. Гражданский Кодекс Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/world_of_law/text.asp?RN=hk9800218 (дата обращения: 16.06.2015).
    4. Гражданский Кодекс Республики Казахстан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1013880 (дата обращения: 16.06.2015).
    5. Гражданский Кодекс Кыргызской Республики. URL: http://online.adviser.kg/Document/?doc_id=30212538 (дата обращения: 16.06.2015).
    6. Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014 г., ред. от 10.10.2014 г., с изм. от 08.05.2015 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Статут Суда Евразийского экономического союза. Ч. 2. Ст. 39. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 г. № 101 «Об утверждении Регламента Суда Евразийского экономического союза». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    8. Евразийская экономическая комиссия. Результаты научно-исследовательских работ. URL: http://eec.eaeunion.org/ru/NIR/Lists/List/AllItems.aspx (дата обращения: 16.06.2015).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2