|
|
|
|
аспирант кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного экономического университета
|
a PhD student at the Department of Management of Customs and Insurance Service, Saint-Petersburg State University of Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
образование; модернизация экономики; электронные технологии; электронное обучение; страны Евразийского экономического сообщества
|
Keywords:
distance education; modernization of economy; e-techniques; e-learning; EEU member states
|
Статья посвящена актуальным вопросам развития современных форм обучения в условиях экономической модернизации страны и формирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в связи с тем, что, во-первых, интеграция России в мировое образовательное пространство и формирование ЕврАзЭС предполагает внедрение современных образовательных технологий, повышающих конкурентоспособность как отечественной системы образования, так и стран, входящих в ЕврАзЭС, а во-вторых, в условиях модернизации экономики России необходима адекватная общим социально-экономическим процессам реформа системы образования. Однако в настоящее время в системе научных знаний в области управления образованием недостаточно научных исследований, обеспечивающих методический базис развития системы образования в новых геополитических и социально-экономических реалиях.
В результате научного исследования методических основ и технологий управления образованием с применением методов контент-анализа, сравнительного анализа научных текстов и нормативно-правовых актов, индуктивных и дедуктивных приемов и научной рефлексии автор проводит классификацию учреждений высшего образования в контексте применения ими определенных образовательных технологий и выявляет проблемы, связанные с внедрением современных образовательных технологий в учреждениях высшего образования, делая вывод о необходимости их решения для реализации нормативно-правовых актов РФ в области образования.
|
The article focuses on the relevance of the development of contemporary models of education taken place under economic modernization of the country and in the context of establishing of Eurasian Economic Union (EAEU, or EEU). The urgency of the study is based on the fact that integration of Russia into the global educational space and formation of EEU first of all provides for introduction of new educational techniques which would promote competitiveness of domestic educational system as well as the one of EEU member states. On the other hand under modernization of the Russian economy one needs a reform of the educational system being an adequate and matching with general socio-economic processes. However in the current system of scientific knowledge with regard to education management there are few scientific researches which would ensure methodological basis of the development of educational system in new geopolitical and socio-economic environment.
On the basis of scientific research of the methodological fundamentals and techniques of educational management carried out with the use of the methods of content analysis and comparative analysis of scientific texts and normative legal instruments along with inductive and top-down analysis and scientific reflection the author conducts classification of higher education institutions in the context of implementation of certain educational techniques by the latter. As a result the author reveals problems dealing with introduction of contemporary educational techniques at higher education institutions and draws a conclusion about the need for meeting the stated problems in order to ensure implementation of the Russian legal instruments in the field of education.
|
|
|
Обзор статьи
Развитие образования с применением современных электронных технологий и информационных систем в России и странах Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) обусловлено определенными институциональными факторами, которые можно классифицировать следующим образом:
а) политические факторы:
- глобализация, отражающаяся в изменении социально-экономических потребностей и представлений общества;
- интеграция отечественной системы образования в мировое образовательное пространство;
- формирование социально-полити-ческих объединений (Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь, Союз независимых государств, Евразийское экономическое сообщество) на территории бывшего СССР;
б) экономические и технологические факторы:
- развитие новых систем связи и коммуникации (научно-техническая революция и формирование V технологического уклада, согласно концепциям В.Е. Лепского, И.А. Прохорова, С.Ю. Глазьева и др.);
- развитие современных информационных технологий, используемых в реальном секторе экономики;
- развитие научно-технического прогресса с переходом производства на новые технологии (нанотехнологии);
- кластеризация экономики и формирование образовательных кластеров, в том числе международных образовательных систем;
в) социальные факторы:
- увеличение количества информации, в том числе технической, технологической и научной;
- профессиональная, научная и образовательная дифференциация;
- рост общественной потребности в применении современных средств связи и коммуникации в производстве и быту.
В начале 2000-х годов в России регламентация применения современных электронных систем, информационных и дистанционных технологий обеспечивалась в основном нормативными документами образовательных учреждений и рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.
Только в 2012 году в закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) были внесены изменения, согласно федеральному закону № 11-ФЗ от 28.02.2012 г. «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [2]. В нем указывается внесение в ст. 15 закона Российской Федерации «Об образовании» положения о том, что образовательные учреждения при реализации образовательных программ могут применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в соответствии с требованиями федеральных органов исполнительной власти.
При этом под электронным обучением законодатель определил организацию образовательного процесса с применением в комплексе информации, баз данных, программного обеспечения, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих ее обработку, а также систем телекоммуникации, включая телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие участников образовательного процесса [2. С. 1]. Под дистанционными технологиями, согласно этому закону понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телеком-муникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2. С. 1].
При этом в данном законе было определено, что в случае применения исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий для реализации образовательных программ в образовательном учреждении должны быть созданы соответствующие условия, которые включают в себя: электронные информационные ресурсы; электронные образовательные ресурсы; совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств [2. С. 1].
Фактически в данном законе были сформулированы основные компоненты современной информационно-образова-тельной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их мест нахождения. Также были внесены изменения и дополнения в ст. 28 пп. 16, ст. 32 п. 2 пп. 5, ст. 36 п. 6, п. 25 данного закона.
|
Список использованной литературы
1. Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) // Электронная версия «Российской газеты». URL: http://www.rg. ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 05.04.2015).
2. Федеральный закон РФ № 11-ФЗ от 28.02.2012 года «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» // Электронная версия «Российской газеты». URL: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 05.04.2015).
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Об Утверждении прилагаемой Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы» // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/media/files/ mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 05.04.2015).
|