Отношение различных экономистов и даже политиков к иностранным инвестициям значительно различается. Некоторые экономисты считают вложение иностранных инвестиций вредным для национальной экономики [1]. Другие же отмечают трудности развития экономики развивающихся стран без вложения иностранных инвестиций [2]. Во всех случаях такие мысли должны быть связаны с оценкой влияния иностранных инвестиций на экономику страны.
Хотя оценить влияние иностранных инвестиций на экономику страны довольно сложно, однако это, наряду с оценкой истории экономического развития страны, дает возможность сделать интересные выводы, связанные с прогнозированием будущего экономического развития.
Основные свойства инвестиционной среды Азербайджана. По Р. Липсею оцен-ка влияния иностранных инвестиций на экономику страны важна по трем причи-нам. Во-первых, такая оценка вносит яс-ность в вопрос о необходимости привле-чения иностранных инвестиций в страну. Во-вторых, такая оценка помогает осу-ществлять правильную экономическую политику по количеству иностранных ин-вестиций и условиям их привлечения. В-третьих, такая оценка создает условия для выявления «слабых» мест в экономичес-кой системе страны для получения макси-мальной пользы от вложения иностран-ных инвестиций в будущем [3. Р. 296].
Влияние иностранных инвестиций на экономику страны, принимающей эти инвестиции, зависит от различных факторов. То есть вложение инвестиций в какую-либо страну не дает гарантий, что экономика этой страны обязательно будет развиваться. Поэтому необходимо постоянно исследовать влияние иностранных инвестиций на экономику страны. Помимо этого, кроме научного исследования процесса правильности оценки влияния, необходимо привлекать другие институты гражданского общества к независимым мониторингам данного процесса. Научная оценка и проведение независимого мониторинга воздействия на экономику Азербайджана, принимающую самый большой объем инвестиций в регионе, может оказать серьезное влияние на повышение эффективности инвестиций.
Влияние иностранных инвестиций на экономику страны можно охарактеризовать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительное влияние можно подразделить на прямое и косвенное. И положительное, и отрицательное воздействие зависит как от экономического и политического положения в стране, так и от формирующегося общественного сознания и традиций. Когда в экономику Азербайджана стали вкладываться иностранные инвестиции, наша страна, как и другие страны бывшего СССР, находилась на стадии «переходной экономики». Поэтому влияние притока иностранных инвестиций в экономику Азербайджана схоже с влиянием притока инвестиций в страны с переходной экономикой. Инвестиционная среда в таких странах зависит от политических, экономических, социальных, географических и других факторов, имеющихся в стране. В большинстве стран, только недавно отделившихся от плановой экономики, в том числе и в Азербайджане, инвестиционная среда не могла быть сформирована внезапно. Это связано с тем, что в некоторых из этих стран, в том числе в Азербайджане, Казахстане, России, хоть и был инвестиционный потенциал, однако инвестиционные риски были все еще высоки. Еще не полностью была сформирована законодательная система и система государственного управления, необходимая для создания благоприятной бизнес-среды и защиты инвестиций. В большинстве этих стран не было политической стабильности.
В Азербайджане политическая стабильность, необходимая для притока иностранных инвестиций, была создана только после 1994 года. В последующие годы продолжение этой стабильности оказало серьезное воздействие на объем инвестиций. Это подтверждают инвестиционные рейтинги, которые дают Азербайджану международные организации, занимающиеся оценкой инвестиционной среды. Например, согласно оценке рейтинговых организаций Fitch, Moody’s, Standard & Poor's, за последние 20 лет инвестиционный рейтинг Азербайджана значительно вырос. Известная рейтинговая организация «Fitch Ratings» 2010 году для Азербайджана определяла в долгосрочном местном и иностранном валюте инвестиционный уровень «ВВВ-». А в 2011 году, сохраняя этот инвестиционный уровень, приняла новый рейтинг, переходя от «стабильного» к «позитивному». В 2011 году Азербайджан имел уровень «Ва1», согласно рейтингу от международной организации «Moody’s Investors Service», и «ВВ+», согласно рейтингу от международной организации «Standard & Poors» [5].
Состояние инвестиционной среды определяет сущность притока капитала в страну. Если инвестиционная среда в стране дает возможность реализации долгосрочных проектов, тогда приток инвестиций бывает более наукоёмким и носит стратегический характер. Если же инвестиционная среда позволяет делать только краткосрочные капитальные вложения, тогда поступающие в страну инвестиции в большинстве своем направляются в сектор торговли. Объем и качество инвестиций могут изменяться в зависимости от уровня инвестиционной среды в стране. Так, по мере улучшения инвестиционной среды объем и качество инвестиций могут расти. С улучшением инвестиционной среды, совершенствованием ее законодательной базы, повышением безопасности в обществе растут и возможности использования ее преимуществ. Таким образом, степень положительного влияния иностранных инвестиций на экономику страны, их эффективность в значительной степени зависят от состояния инвестиционной среды.
Каждая страна стремится к тому, чтобы быть привлекательной для иностранных инвесторов. С этой целью государство вносит определенные поправки в свое законодательство, пытаясь улучшить инвестиционную среду, защитить политическую и экономическую стабильность в стране. Однако иностранных инвесторов больше всего заботят свои интересы, которые состоят из безопасности вложенных инвестиций и их доходности. Если инвестор выражает заинтересованность, это означает, что страна обеспечивает безопасность и доходность его инвестиций. Таким образом, доходность является основным мотивом для вложения инвестиций в экономику страны. Для реализации этого мотива иностранные инвесторы серьезно изучают рынок, природные и человеческие ресурсы, инфраструктуру, интеллектуальное состояние страны и т.д. Для иностранных инвесторов «эффективность» означает получение большего и безопасного дохода с меньшим количеством затрат. Для страны, заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций, это понятие имеет другое значение. Эта заинтересованность играет роль мотива для такой деятельности. Стратегическая заинтересованность страны в привлечении иностранных инвестиций в наибольшей степени может быть связана с: 1) экономической безопасностью; 2) устойчивым и продолжительным развитием; 3) обеспечением конкурентоспособности. Таким образом, говоря об «эффективности» иностранных инвестиций для страны, необходимо учитывать степень реализации этого мотива. Конечно, все три стратегических интереса, определяющих мотив страны, характеризуются различными макроэкономическими показателями в конкретной хозяйственной деятельности, поэтому необходимо проведение такой макроэкономической оценки «эффективности».
Таким образом, инвесторы выбирают такую страну, где можно получить доход в условиях безопасности. Страна, нуждающаяся в иностранных инвестициях, старается создать благоприятную инвестиционную среду для того, чтобы обеспечить свою безопасность, добиться устойчивого развития и увеличить свою конкурентоспособность.
Существует система факторов, определяющих мотивацию как для инвесторов, так и для стран, принимающих инвестиции. Инвестор может определять свою мотивацию, связанную с доходами, при помощи различных факторов. Например, величина объема рынка, дешевизна рабочей силы, доступность и богатство природных ресурсов и т.д. могут быть факторами для мотивации. Если бы в Азербайджане не было перспективного роста нефтяных доходов, не были бы возможными инвестиционные вложения в Карадагский цементный завод или строительный сектор. Или же, если Азербайджан не был бы богат нефтью и газом, мировые нефтяные компании не выделяли бы инвестиции в нефтяную промышленность страны.
Также существуют определенные факторы для стран, которые направлены на привлечение инвестиционных вложений. Однако необходимо учесть, что такие факторы, направленные на улучшение инвестиционной среды, не должны создавать условий и оправдывать действия иностранных инвесторов, направленные против интересов местного населения. Например, создание благоприятной бизнес-среды для иностранных инвесторов не должно давать им полномочия не соблюдать экологические требования, права человека и, самое главное, пренебрежительно относиться к трудовому праву.