В XXI веке образование становится совершенно особой сферой жизни современного общества, оказывая значительное влияние на его развитие. Гармоничное и устойчивое развитие экономики нашей страны невозможно без осознания роли высшей школы, которая должна быть ориентирована на социализацию и становление духовно-нравственного облика наиболее способных и талантливых представителей молодого поколения. Решение проблемы качества образования, на наш взгляд, является одним из самых главных направлений совершенствования и повышения уровня жизни современных людей.
В настоящее время во всех сферах жизнедеятельности общества происходит стремительный переход на цифровые технологии. Интернет-технологии активно разрабатываются и используются в том числе и в сфере контроля за функционированием высшей школы и за обеспечением качества образования в российских вузах. В электронно-цифровом измерении деятельность любого федерального или регионального отечественного вуза, независимо от его правового статуса и формы собственности, сегодня является достаточно «прозрачной». Требования к степени этой «прозрачности» ежегодно и неуклонно растут по мере разработки новых программных продуктов в рамках Единой информационной системы Минобрнауки РФ.
Сегодня любой потенциальный абитуриент или студент может в любой момент, не выходя из дома, получить полную информацию об интересующих его вузах, ведь в открытом доступе на соответствующих официальных сайтах сети Интернет можно увидеть не только подробные сведения об образовательных организациях, правилах приема, направлениях и профилях подготовки и т.д., но и рабочие программы изучаемых дисциплин, учебно-методические комплексы, конкретные сведения о членах профессионально-преподавательского коллектива и мн. др.
Кроме того, в современных условиях наиболее любознательные российские студенты, в особенности те, кто свободно владеет иностранными языками, могут прослушать практически любой по своему выбору учебный курс, читаемый профессорами ведущих европейских, американских или азиатских университетов. Для этого достаточно зарегистрироваться на сайте соответствующего образовательного ресурса, например, такой всемирно известной образовательной платформы как edX Inc и др. [4; 5].
Важнейшей тенденцией развития высшей школы является глобализация образовательного пространства, при этом главным механизмом этой глобализации служит деятельность IT-компаний, которые становятся все более активными игроками в сфере предоставления образовательных онлайн-услуг и постепенно занимают устойчивые лидирующие позиции на образовательном рынке (см., например, EdX is based in Cambridge, Massachusetts and is governed by MIT and Harvard – международная платформа открытого массового образования, управляемая Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским университетом (г. Кембридж) [4]. Также все большее распространение и востребованность получают глобальные платформы дистанционного образования школьного уровня [6].
Очевидно, что высокая степень доступности использования в образовательных целях разнообразных возможностей сети Интернет и высокая конкурентоспособность дистанционного обучения могут привести к необратимым изменениям в функционировании традиционного механизма деятельности высшего учебного заведения. Согласно некоторым прогнозам [3], университеты в их современной форме могут перестать существовать уже после 2030 года; это связано с тем, что стремительное развитие информационно-компьютерных технологий в сфере образования в сочетании с распространением мобильного Интернета сделают легкодоступными для пользователей различные образовательные программы, учебные онлайн-курсы и модули.
По глубокому убеждению авторов, в контексте проблемы качества обучения современных студентов следует различать такие процессы, как получение учебной информации через Интернет и формирование прочных и глубоких профессиональных знаний. Ведь процесс простого получения информации еще не является полноценным усвоением профессиональных знаний, умений и навыков, т.е. это еще не процесс обучения, требующий обязательной реализации образовательной, воспитывающей и развивающей функций, а также принципов прочности усвоения знаний и умения применить их на практике.
Здесь интересно отметить следующий парадокс нашего времени: при значительном увеличении доступности практически любой учебной информации количество действительно образованных в классическом смысле этого слова молодых людей, к сожалению, заметно уменьшается. Это, на наш взгляд, связано не только с недостаточно качественным образованием, но и с тем, что для большинства современных студентов идеалом сегодня является не «человек образованный», а «человек преуспевающий», для которого ценность практических знаний и умения «делать деньги» значительно выше фундаментальных научных знаний и традиционных культурных ценностей. Но по своей глубинной сути семантика образования предполагает формирование образа личности студента; человека после окончания вуза называют образованным. Кроме того, для современных российских студентов учеба в вузе – это не только получение знаний, а прежде всего активное социальное бытие, важнейший процесс адаптации к идеалам и ценностям образовательной среды вуза, поиск своего места в коллективе сокурсников, возможность реализации и развития своих способностей и талантов.
Поэтому, на наш взгляд, университет в его классической форме функционирования не должен перестать существовать только по тем причинам, что формы передачи знаний в современном мире стремительно меняются. Заметим, что исторически так было всегда: в зависимости от эпохи, уровня цивилизации, государства и национального менталитета способы организации обучения трансформировались на протяжении столетий. Формы передачи знаний, как было показано выше, стремительно меняются и сейчас, но важно, чтобы не изменилась сама суть высшего образования, которая состоит в том, чтобы сохраняемые и транслируемые в обществе научные знания и культурные ценности передавались следующим поколениям молодых людей в процессе полноценного образовательного процесса, включающего в себя не только обучение, но и развитие личности студентов, их социализацию.
Поскольку система образования – это один из важнейших сегментов жизнедеятельности общества, в настоящее время существенно возросла социальная и инновационная роль образования. Это связано с тем, что качественное профессиональное образование является сегодня одним из главных условий инновационного развития любых территориальных образований. Поэтому вопросы по управлению качеством образования стоят на повестке дня в центре образовательной, социальной, кадровой политики в любом регионе Российской Федерации.
Известно, что качество, как общенаучная категория, определяется совокупной целостностью всех существенных и относительно устойчивых свойств и характеристик анализируемого объекта. Количественное описание каждого отдельного свойства, характеризующего качество объекта (образования в регионе), можно считать единичным показателем его качества, а количественное выражение целого комплекса свойств и характеристик региональной системы образования является уже интегральным показателем качества.