ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

некоммерческие организации на рынке образовательных услуг в России

NON-PROFIT ORGANIZATIONS ON EDUCATIONAL SERVICES MARKET IN RUSSIA



А.Б. Остюченко
Anna Ostyuchenko
dekanat205@yandex.ru
декан факультета заочного обучения АНО ВПО «Международный банковский институт»
Dean of the Faculty of Tuition by Correspondence of International Banking Institute
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • образовательная услуга
  • некоммерческая организация
  • соотношение рыночных и государственных регуляторов
  • прибыль организации высшего образования
  • аккредитация
  • Keywords:

  • educational service
  • non-profit organization
  • correlation between market and state regulators
  • profit of institution of higher education
  • accreditation
  • В статье проводится анализ функционирования на рынке образовательных учреждений (вузов) как некоммерческих организаций, выявляются особенности услуг, предоставляемых вузами, рассматриваются источники повышения прибыли. Определяется роль государственных и негосударственных регуляторов рынка образовательных услуг.
    Проблема поиска эффективного соотношения рыночных и государственных регуляторов в развитии рынка образовательных услуг, по мнению многих специалистов в данной сфере, является одной из наиболее актуальных в современных условиях. Автор обосновывает значительную роль государства и уточняет специфичные функции государственных органов управления в сфере образования.

    We analyze the functioning of institutions of higher education as non-profit organizations on the market of educational services; characteristics of services provided by institutions of higher education are revealed and sources of profit increase are studied. We define the role of state and non-governmental regulators of educational services market.
    According to experts, the problem of searching an efficient correlation between market and state regulators in developing the market of educational services is one of the most relevant under modern conditions. We substantiate the importance of the state and specify the functions of governmental bodies in the sphere of education.

    Обзор статьи

    Согласно классической теории маркетинга услугой называют некое нематериальное благо, служащее объектом обмена между заинтересованными сторонами, характеризующееся такими качествами, как неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества, несохраняемость. Образовательная услуга обладает теми же характеристиками. Под образовательными услугами понимают такой продукт, который производится и предоставляется некоммерческими организациями, имеющими лицензию на осуществление образовательной деятельности.
    Образование (в соответствии с Законом РФ «Об образовании») определяется следующим образом: «образование – единый целенаправленный процесс обучения и воспитания, который является общественно значимым благом и осуществляется в интересах семьи, человека, государства и общества, а также совокупность приобретаемых умений, знаний, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных сложности и объема для духовно-нравственного, интеллектуального, физического, творческого и (или) профессионального развития личности, удовлетворения ее образовательных интересов и потребностей» [1].
    Образование как отрасль – это «совокупность предприятий, учреждений, организаций, которые преимущественно осуществляют образовательную деятельность, сконцентрированную на удовлетворении всевозможных потребностей народонаселения в образовательных услугах, на воспроизводство и формирование кадрового потенциала общества» [1].
    Закон РФ «Об образовании», Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ «О некоммерческих организациях» дифференцируют коммерческие и некоммерческие организации. К коммерческим организациям относят те, которые в качестве основной цели своей деятельности обозначают получение прибыли. Некоммерческие организации в качестве главной цели получение прибыли не называют, а также не предполагается распределение полученной прибыли между работниками.
    Критерий получения максимальной прибыли и распределения ее между работниками – основной критерий, согласно которому можно понять, что большинство образовательных учреждений являются некоммерческими структурами. При этом образовательные учреждения предоставляют образовательные услуги на коммерческой основе сверх предусмотренных Госстандартами и ООП образовательных учреждений. Доход от такой деятельности используется для возмещения затрат на обеспечение образовательного процесса, в том числе для увеличения расходов на заработную плату.
    Помимо этого, отметим еще кое-какие специфические особенности образовательных услуг, которые отличают их от иных видов услуг:
    - сезонный характер;
    - значительная цена (образовательные услуги обладают высокой потребительной ценой, потому как наращивают потенциал человека, специалиста, а на раскрученных рынках это проявляется в признании большой стоимости, правомерности больших цен на них);
    - сравнительная продолжительность оказания (так, к примеру, у нас в стране получение первого высшего профессионального образования по разнообразным специальностям может занимать от четырех до шести лет);
    - отсроченность обнаружения эффективности;
    - зависимость результатов от условий будущей деятельности и жизни обучившегося;
    - необходимость дальнейшего сопровождения услуг;
    - зависимость приемлемости услуг от места их оказания и места жительства вероятных обучающихся;
    - неосуществимость перепродажи;
    - необходимость лицензирования;
    - конкурсный характер (данный признак в основном проявляется во многих государственных высших учебных заведениях);
    - сравнительно молодой возраст потребителей образовательных услуг и др.
    Процесс формирования прибыли организации высшего образования схематично представлен на рисунке.
    Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что образовательный продукт является комплексным. Его наиболее специфической отличительной характеристикой является то, что его предоставление четко регламентировано в отношении субъекта.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Электронная версия «Российской газеты». URL: http://www.rg. ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 21.01.2015).
    2. Распоряжение Президента Российской Федерации № 11-рп от 17 января 2014 года «Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» // Официальный сайт Президента России. Документы, подписанные Президентом России. URL: http://graph.document.kremlin.ru/ page.aspx?3614924 (дата обращения: 21.01.2015).
    3. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2013 года № 99 «Об утверждении Правил предоставления в 2013–2015 годах из федерального бюджета субсидий федеральным государственным бюджетным образовательным учреждениям, подведомственным Министерству юстиции Российской Федерации» // Учет в бюджетных учреждениях: [электронное издание]. URL: http://e.budgetnik.ru/ npd-doc.aspx?npmid=99& npid=499027496 (дата обращения: 21.01.2015).
    4. Банников С.А., Сигова М.В. Актуальные проблемы формирования критериев качества образовательных программ высшего образования с учетом национальных и отраслевых трендов // Университетский научный журнал. 2014. № 7. С. 143–149.
    5. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 1. С. 48–59.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2