ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Исследование уровня социально-экономического развития региона (на примере республики Северная Осетия–Алания)

RESEARCH OF THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT LEVEL OF THE REGION (THE REPUBLIC OF NORTH OSSETIA–ALANIA CASE STUDY)



К.Н. Гавалиди
К.Н. Гавалиди
dekanat205@yandex.ru
экономист ООО «ГРАНДСТРОЙ»
An Economist, OOO "Grandstroy"
г. Владикавказ
Vladikavkaz

Ключевые слова:

  • анализ социально-экономического состояния региона
  • Республика Северная Осетия–Алания
  • динамика социально-экономического развития
  • Keywords:

  • analysis of the socio-economic status of the region
  • the Republic of North Ossetia–Alania
  • dynamics of socio-economic development
  • Кардинальные перемены, произошедшие в 2014 году во внешнеполитической и экономической ситуации, привели к ухудшению прогнозов экономического развития страны на ближнесрочный период. В России есть ряд субъектов, уровень социально-экономического развития которых уже ниже среднероссийских значений и может ещё более понизиться в ближнесрочной перспективе. Данному утверждению соответствуют, главным образом, регионы Юга России – Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, а также ряд других отдельных субъектов.
    Анализируя динамику основных показателей социально-экономического развития Республики Северная Осетия–Алания и динамику отдельных социально-экономических показателей уровня жизни населения по республике за 2008–2013 гг., можно сделать вывод, что несмотря на стабильный рост в последние годы отдельных показателей социально-экономического развития, проводить анализ будет корректней в сравнении с другими субъектами Российской Федерации. Анализируя значения критериев оценки уровня социально-экономического развития и место по каждому критерию Республики Северная Осетия–Алания за 2013 г., видно, что «слабыми» сферами системы социально-экономического устройства республики на сегодня являются уровень доходов населения; состояние жилищных условий в регионе; обеспеченность объектами социальной инфраструктуры.
    Учитывая довольно низкое социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия–Алания относительно среднероссийских значений, возникает необходимость разработки научно обоснованных мер, направленных на повышение эффективности функционирования системы управления социально-экономическим развитием в регионе.

    Dramatic changes that occurred in the foreign policy and economic situation in 2014 have resulted in deterioration of forecasts for the national economic development for the short-term period. There are a number of constituent entities of the Russian Federation wherein the level of their socio-economic development is lower than the country's average standard and this may drop even lower in the short-term perspective. The above statement relates mainly to the southern Russian regions such as the North Caucasian and South Federal districts as well as some other constituent entities.
    In the course of analyzing the dynamics of major indicators of socio-economic development of the Republic of North Ossetia–Alania and dynamics of certain socio-economic indicators of living standards in the Republic for the period of 2008–2013, one can draw a conclusion that despite recent steady growth of some socio-economic development indicators, a relevant comparison analysis with other constituent entities of the Russian Federation will be more correct.
    When analyzing the meaning of socio-economic development level evaluation criteria and the place the Republic of North Ossetia held as per each criterion in 2013, it is clear that 'weak' areas of the Republic's socio-economic structure today are the income level of the population; the state of housing in the region; provision of social infrastructure.
    Taking into account the relatively low socio-economic development level in the Republic of North Ossetia–Alania compared to the Russian average, there emerges a need to design scientifically substantiated measures aimed at improving the efficiency of the socio-economic development management in the region.

    Обзор статьи

    В условиях крайне нестабильной геополитической и экономической ситуации, обусловленной стремлением ряда западных государств изолировать Россию от системы международных экономических отношений, тем самым прервав стабильные темпы роста интеграции её в мировую экономику в последние годы, возникает необходимость обеспечения базиса дальнейшего развития страны в подобной ситуации.
    Произошедшие в 2014 г. кардинальные перемены во внешнеполитической и экономической ситуации (главным образом проявляющиеся в снижении цен на углеводороды), в частности, привели к ухудшению прогнозов экономического развития страны на ближнесрочный период. К примеру, согласно обновлённому прогнозу Минэкономразвития на 2015 г., ВВП России на данный период сократится на 0,8% (схожий показатель – 0,7% роста наблюдается в прогнозе Всемирного банка) [1]. Учитывая подобные конкретные следствия произошедших изменений, особое значение приобретает обеспечение условий для эффективного и полноценного выполнения государством своих социально-экономических функций, как на национальном уровне (с точки зрения использования инструментов социально-экономической политики федеральными властями), так и на региональном уровне.
    На текущем этапе в России к имеющимся проблемам внешнеполитического и внешнеэкономического характера добавляется такая проблема, как высокий уровень межрегиональной дифференциации, связанный со множеством причин: исторических, социально-культурных, географических, экономических, природно-климатических, институциональных и др. В России есть ряд субъектов, уровень социально-экономического развития которых уже ниже среднероссийских значений и может ещё более понизиться в ближнесрочной перспективе. Данному утверждению соответствуют, главным образом, регионы Юга России – Северо-Кав-казский (далее – СКФО) и Южный федеральные округа, а также ряд других отдельных субъектов. В связи с этим возникает необходимость проведения глубокого анализа текущего уровня социально-экономического развития данных субъектов, как условие принятия обоснованных мер для повышения эффективности их дальнейшего развития.
    Объектом нашего исследования является Республика Северная Осетия–Алания (далее – РСО-Алания). В табл. 1 представлена динамика основных показателей социально-экономического развития РСО-Алания за 2008–2013 гг. [7].

    Список использованной литературы

    1. Глава ЦБ посчитала панику населения одной из причин девальвации рубля // Ведомости: [электронное издание]. URL: http://lenta.ru/news/2014/12/11/cbr1/ (дата обращения: 12.12.2014).
    2. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2010 году // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/doc_ 2010/bul_dr/dox-rasx10.rar (дата обращения: 05.06.2014).
    3. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2011 году // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_ doc/doc_2011/bul_dr/dox_rasx11/dox-rasx 11.rar (дата обращения: 05.06.2014).
    4. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2012 году // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_ doc/doc_2012/bul_dr/dox_rasx12/dox-rasx 12.rar; http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_102/ (дата обращения: 05.06.2014).
    5. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2013 году // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b13_102/ (дата обращения: 05.06.2014).
    6. Основные социально-экономичес-кие показатели уровня жизни населения // Территориальный орган службы государственной статистики по Республике Северная Осетия–Алания: [сайт]. URL: http://osetstat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/osetstat/resources/1c15fd0044546134a71de720d5236cbc/Основные+ социально-экономические+показатели+ уровня+жизни+населения.pdf (дата обращения: 23.11.2014).
    7. Регионы России. Социально-эконо-мические показатели–2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013. 990 с.
    8. Рейтинг регионов РФ по качеству жизни в 2013 г. // Риарейтинг: [сайт]. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/life_2013. pdf (дата обращения: 21.11.2014).
    9. Российский статистический ежегодник–2013: стат. сб. / Росстат. М., 2013. 717 с.
    10. Социальное положение и уровень жизни населения России–2013: стат. сб. / Росстат. M., 2013. 327 c.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2