ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Моделирование процессов сопровождения и поддержки инноваций на предприятиях информационно-консультационного обеспечения

MODELING OF INNOVATION SUPPORT PROCESSES AT INFORMATION AND CONSULTING SERVICES ENTERPRISES



Е.И. Иванова
Elena Ivanova
helenivanova_89@mail.ru
аспирант кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске
a PhD student, the Department of Management and Information Technologies in Economics, MEI National Research University “Moscow Power Engineering Institute, a Smolensk branch
г. Смоленск
Smolensk

Ключевые слова:

  • сопровождение и поддержка инноваций
  • информационно-коммуникационные технологии
  • модель жизненного цикла программного продукта
  • Keywords:

  • innovations support
  • a model of software lifecycle
  • information and communication technologies
  • Анализ современных условий реализации инновационных процессов в сфере информационных технологий позволил выявить основную проблему их эффективности: выстраивание наиболее эффективной логики процесса. В статье показано, что разработка или выбор конкретной модели жизненного цикла информационной системы позволяет добиться наиболее эффективного расходования ресурсов, корректного применения инновационных технологий и инструментов программирования на конкретном этапе и наращивания инновационного потенциала субъектом инновационного процесса информатизации.
    Автором выявлено, что существующие модели отличаются излишней либо недостаточной формализацией этапов проекта, дефицитом комплексного подхода для возможности управления проектной деятельностью предприятия, а также недостаточной ориентацией на инновационные процессы современной экономики и обеспечивающую их структуру инноваций. В связи с этим автором предложена модификация спиральной модели на основе анализа специфики инноваций предприятий информационно-консультативного обеспечения и их инновационного окружения в рамках глобального инновационного процесса, позволяющая идентифицировать структуру инновационного потенциала в любой момент времени проекта, вид инновационного продукта для более успешного маркетингового позиционирования компании, а также повысить эффективность конечного инновационного продукта.

    The analysis of current terms and conditions of implementing innovation processes in the area of information technologies revealed the basic problem of their effectiveness: forming-up the most efficient logic of processes. The articles shows that the development or selection of a particular model of the information system life cycle results in ensuring the most efficient use of the resources, correct application of innovative technologies and programming tools as well as enhancement of innovation capacity by an agent of innovative informatization process.
    The author has discovered that the present models have been notable for excessive or insufficient level of projects phases’ formalization, for the deficit of the use of complex approach to allow exercising control over design activities at the enterprise as well as for insufficient focusing upon innovative processes in modern economy and supportive structure of innovation. Thereupon the author has proposed modification of the spiral model based on the analysis of innovative specifics at information and consulting services enterprises with their innovative environment included as a part of the global innovative process enabling to identify the structure of the innovative capacity at any point of the project, to establish the identity of the type of an innovative product to promote a better marketing positioning of the company and to keep the efficiency of the final innovative product up.

    Обзор статьи

    Инновационный процесс на сегодня характеризуется глобальным охватом всех сфер экономической деятельности, но вместе с тем все больше внимания в последнее время уделяется его отраслевым и функциональным особенностям. Отраслевая и функциональная специфика всегда представляет собой адаптацию общетеоретических положений к особенностям исследуемой области, и если для различных сфер промышленного производства понятие инновационного процесса и видов инноваций разъяснено как в печатной литературе, так и в различных диссертационных исследованиях, то вопрос инноваций в сфере информационных технологий является новым для науки в связи со смещением приоритетности и эффективности конкурентных преимуществ из сферы конечной продукции в сферу поддерживающих и обеспечивающих процессов и управления информацией. Об этом свидетельствуют не только общеэкономические тенденции в виде провозглашаемых законов и программ инновационного развития, но и статистические данные реализации этих программ. Так, в период с 2009 по 2013 гг. затраты на информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие научные исследования и разработки, выросли поступательно с 186 млн. руб. до 371 млн. руб., основной скачок в расходах наблюдался в 2012 году [6]. В табл. 1 приведена статистика по распределению видов инноваций по сферам деятельности в отрасли информационных и коммуникационных технологий.
    На основании представленных статистических данных можно сделать вывод о том, что отрасль информационных и коммуникационных технологий только обретает свой вес в глобальном инновационном процессе, но при этом демонстрирует стабильный рост продуцируемых инноваций, что в условиях неполного охвата специальными программными средствами видов деятельности (на уровне 85%) и только при 3%-м покрытии информационными технологиями непосредственно организаций, занимающихся научными исследованиями, является значимым показателем обеспечения бизнеса новыми эффективными инструментами решения ежедневных и стратегических задач. Некоторые авторы [2; 3] предлагают технопарковую модель развития ИКТ в инновационной среде высокотехнологичных предприятий для получения синергичного роста инновационной активности. По мнению же других [5], первоочередными являются внутренние источники интенсификации инновационной деятельности.
    Анализ современных условий реализации процессов информатизации позволил выявить основную проблему их эффективности. В общем случае, говоря о процессах внедрения информационных систем, несмотря на их обеспечение международными и отечественными стандартами (ISO/IEC 12207, ГОСТ 34601-90), основная проблема возникает в выстраивании наиболее эффективной логики процесса, так как стандарты не навязывают использования на проекте какой-то конкретной модели жизненного цикла, но требуют, чтобы для каждого проекта была определена подходящая модель. Разработка или выбор конкретной модели жизненного цикла информационной системы не просто формализует проект, а помогает добиться наиболее эффективного расходования ресурсов на нем, корректного применения инновационных технологий и инструментов программирования на конкретном этапе, четкого понимания рынком конечного и промежуточного результатов проекта и наращивания инновационного потенциала субъектом инновационного процесса информатизации.
    Сравнительный анализ существующих в теории моделей жизненного цикла информационных системы, который приведен в табл. 2, показал, что данные модели невозможно в чистом виде применить как готовый шаблон для крупных инновационных проектов.
    Причины усложнения практической применимости моделей связаны с излишней либо недостаточной формализацией этапов проекта в них, с отсутствием комплексного подхода для возможности управления проектной деятельностью предприятия, а также с полным отсутствием ориентации на инновационные процессы современной экономики и структуру инноваций, их обеспечивающую.
    Среди существующих моделей жизненного цикла наиболее распространены каскадная и итерационная модели, при том, что большинство вендоров указывают на приоритетное использование спиральной модели жизненного цикла в рамках проектов внедрения информационных систем, что совпадает с экспертным мнением [1]. Основная причина этого в исторически сложившихся договорных отношениях, которые заключаются и ведутся по принципу fixed price, то есть оплата конкретных результатов работ в установленные сроки, и в логику которых хорошо укладывается даже в большей степени каскадная модель [4]. Однако есть еще одна причина ментального уровня, которая состоит в стремлении получить идеальный результат на каждом этапе процесса внедрения, что либо практически невозможно, либо требует неоправданно большого количества ресурсов. В связи с этим различные концепции прототипных версий (модульные, полнофункциональные, интеграционные) неохотно запускаются в эксплуатацию. То есть налицо основная характеристика инновационного проекта – высокая рискованность в совершенно непривычной для заказчика области.

    Список использованной литературы

    1. Гимаров В.А., Дли М.И., Круглов В.В. Задачи распознавания нестационарных образов // Известия Российской академии наук. Теория и системы управления. 2004. № 3. С. 92–96.
    2. Дли М.И., Какатунова Т.В. Интеграция технопарка в инновационную структуру региона // Проблемы современной экономики. 2008. № 2. С. 252–254.
    3. Дли М.И., Какатунова Т.В. О перспективах создания технопарковых структур // Инновации. 2008. № 2. С.118–120.
    4. Зиндер Е.З. Соотнесение и использование стандартов организации жизненных циклов систем // Системы управления базами данных. 1997. № 3. С. 41–53.
    5. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. М.: Финансы и статистика, 1997.
    6. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики: [сайт]. URL: http:// cbsd.gks.ru (дата обращения: 12.02.2015).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2