ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Основные направления стратегического развития российских предприятий промышленности на современном этапе развития

MAIN DIRECTIONS OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF RUSSIAN BUSINESS INDUSTRY AT THE PRESENT STAGE



Н.А. Добровская
Natalya Dobrovskaya
drdobrovskaya@gmail.com
аспирант кафедры экономики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
a PhD student, the Department of Economics, Saint-Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • инновационное развитие
  • экономика
  • стратегическое управление
  • Keywords:

  • innovative development
  • economy
  • industry
  • strategic management
  • Роль промышленности для развития экономики страны трудно переоценить. В последние годы российская промышленность столкнулась с рядом проблем и вызовов (сложная внешнеполитическая и внешнеэкономическая ситуация, недостаточный уровень финансирования и др.). Для решения сложившейся ситуации необходима разработка новой модели стратегии управления предприятием, которая также должна послужить базой для вступления на инновационный путь развития.
    В статье раскрываются современные тенденции и роль промышленности в экономике страны. Структурирован комплекс современных проблем развития российской промышленности. Обоснованы направления решения имеющихся проблем, исходящие из необходимости внедрения методов стратегического управления на основе инновационного подхода.

    The role of industry in developing the country’s economy cannot be overestimated. In recent years, the Russian economy has encountered a number of problems and challenges (complicated foreign political and economic situation, insufficient funding, etc.) To tackle relevant problems, it is necessary to work out a new model of enterprise management strategy which should also serve as the basis for implementation of new innovative ways of development.
    The article considers the latest trends and the role of industry in the economy of the country. The author therewith has structured a range of current challenges faced by the Russian industry as well as substantiated directions for solution of existing problems resulted from the need to implement a strategic management methods based on an innovative approach.

    Обзор статьи

    Роль предприятий промышленности и результатов их деятельности в экономике страны сложно переоценить. В разные периоды за последние годы доля отгруженной продукции собственного производства в ВВП страны варьируется от 57,9% до 63,4% (см. рисунок) [2].
    Между тем на современном этапе развития российская промышленность столкнулась с рядом проблем и вызовов, от решения которых зависит эффективность развития различных отраслей промышленности в средне- и долгосрочном периоде. В числе таких проблем и вызовов, можно выделить следующие:
    1. Проблемы, обусловленные внешнеполитической и внешнеэкономической ситуацией, начавшиеся в 2014 г., и проявляющиеся в ограничении российской экономики от ресурсной составляющей (финансовой, материальной, информационной, человеческой) ряда развитых зарубежных государств.
    2. Проблемы внутреннего характера, определяющие низкий уровень конкурентоспособности большинства отраслей промышленности, в числе которых можно выделить, в частности, следующие:
    - недостаточный уровень финансовой обеспеченности и инвестиционных ресурсов у предприятий промышленности;
    - низкий уровень развития инфраструктуры (изношенность основных производственных фондов, низкий уровень обновляемости основного капитала и др.);
    - относительно низкий уровень производительности труда;
    - проблемы внедрения и полноценного, системного развития инновационных процессов в промышленности;
    - проблемы вывода продукции на широкие рынки сбыта;
    - недостаточно эффективная, с точки зрения развития промышленности, система правового обеспечения функционирования коммерческих и промышленных структур;
    - недостаточный уровень организационно-институционального обеспечения развития промышленности.
    Учитывая относительно недолгую историю развития современной российской промышленности и бизнеса, а также наличие множества других проблем, выдерживать конкуренцию с крупнейшими зарубежными и международными компаниями без поддержки государства могут далеко не все промышленные предприятия.
    Одним из способов и управленческих технологий обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ является разработка стратегии развития предприятий, осуществляющаяся в рамках процесса стратегического управления. При этом стратегия развития предприятий промышленности должна учитывать весь спектр специфики современных общественно-экономических отношений, возможного влияния факторов внешней и внутренней среды.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» // Собрание законодательства РФ. 2014. 5 мая. № 18. Ч. IV. Ст. 2173.
    2. Валовой внутренний продукт в текущих ценах // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/tab1.xls (дата обращения: 05.02.2015).
    3. Косинова Н.Н. Развитие системы стратегического управления предприятиями промышленности: теория, элементы, проблемы и перспективы: монография / ГОУ ВПО «ВолГУ». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. 372 с.
    4. Минцберг Г., Куин Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / пер. с англ.; под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. 688 с.
    5. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по отдельным видам экономической деятельности Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/enterprise/industrial/# (дата обращения: 05.02.2015).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2