ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Нормативно-правовые проблемы реализации организационно-технологических инноваций в таможенном сервисе

REGULATORY AND LEGAL PROBLEMS OF IMPLEMENTING ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL INNOVATIONS IN CUSTOMS SERVICE



Т.Г. Максимова
Е.Ю. Быркова
Tatyana Maksimova
Yekaterina Byrkova
Katuhich@mail.ru
зав. кафедрой статистики и моделирования социально-экономических процессов ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технический университет», доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры статистики и моделирования социально-экономических процессов ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технический университет»
Head of the Department of Statistics and Modeling of Social and Economic Processes of St. Petersburg State Technical University, Doctor of Economics, professor
candidate for PhD at the Department of Statistics and Modeling of Social and Economic Processes of St. Petersburg State Technical University
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • уполномоченный экономический оператор
  • таможенный сервис
  • автоматическое категорирование
  • международное таможенное сотрудничество
  • система управления рисками
  • инновации
  • информационные технологии
  • Keywords:

  • authorized economic operator
  • the customs service
  • information technology
  • international customs cooperation
  • risk management system
  • automated categorizationч
  • automated categorization; innovations
  • Институт уполномоченных экономических операторов отделен от системы автоматического категорирования, что не соответствует основным принципам международного законодательства и зарубежному опыту. При этом многие критерии его деятельности соответствуют категории предприятий с низким и стабильно низким уровнями рисков в рамках категорирования. Это делает применение института уполномоченных экономических операторов нецелесообразным и препятствует построению эффективной системы управления рисками в целом. Актуальность данной проблемы заключается также в том, что в условиях усложнения внешнеэкономической деятельности это может существенно затормозить внешнеторговые процессы.
    В статье исследуются проблемы нормативно-правового регулирования, вопросы практического внедрения автоматического категорирования, рассматриваются особенности функционирования уполномоченных экономических операторов в развитии таможенного дела, выявляются проблемные вопросы нормативно-правового характера, возникающие на стыке применения этих двух технологий и предлагаются пути их решения.

    The institution of authorized economic operators is separated from the system of automated categorization, which does not comply with the basic principles of international law and foreign experience. Meanwhile many criteria of its activity correspond to the category of enterprises having low and stable low level of risk within the categorization process. It makes the use of the institution of authorized economic operators pointless and prevents creating an effective risk management system. The relevance of this problem lies in the fact that in the conditions of complicated foreign economic activity it can significantly slow down the processes of foreign trade.
    We research the issues of legal regulation and the practice of introducing automated categorization and look at specific characteristics of authorized economic operators in customs development; we also consider the problems of regulatory and legal character arising when both technologies are used and suggest ways to solve them.

    Обзор статьи

    Предприятия, активно занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, могут пользоваться определенными преимуществами в рамках международной торговли. При этом внедрение в этот процесс инновационных технологий позволяет существенно ускорить внешнеторговые процессы, а также повысить их безопасность.
    В последние годы наметились два взаимосвязанных направления инновационного развития в таможенных органах. С одной стороны, – это внедрение института уполномоченных экономических операторов. Компании, которым присваивается данный статус, имеют специальные упрощения при проведении в отношении их товаров таможенных операций. С другой стороны, – это категорирование участников внешнеэкономической деятельности, которое вводится в рамках системы управления рисками таможенных органов, как одно из направлений формирования субъективно ориентированного подхода. Оно предполагает выборочность форм таможенного контроля в зависимости от репутации, а также сведений о ряде аспектов внешнеэкономической деятельности данной фирмы.
    Данные инновационные направления деятельности предусматривают применение информационных технологий, а также специализированных программных средств учета информации о данных группах компаний.
    Тем не менее, в рамках взаимного развития данных направлений наметился ряд проблем, которые приводят не только к изолированному их функционированию, но и, в конечном итоге, к противоречиям в законодательной базе и неэффективной работе обеих технологий.
    Данный вопрос является особенно актуальным и потому, что усложнение внешнеполитических отношений России с другими государствами, в первую очередь со странами Европейского союза и США, может привести к росту случаев нарушения таможенного законодательства: незаконного перемещения товаров и транспортных средств, недостоверного декларирования и т.д.
    В связи с этим основной целью данного исследования является выявление проблем взаимного развития инновационных технологий функционирования уполномоченных экономических операторов и автоматического категорирования участников внешнеэкономической деятельности, а также разработка рекомендаций по их решению.
    Категорирование участников внешнеэкономической деятельности. В соответствии с международным законодательством таможенные органы применяют систему управления рисками для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля [1].
    Однако существующие уже много лет методики выявления рисков были не достаточно эффективны, поскольку предполагали выявление нарушений в момент пересечения товарами границы, и меры таможенного контроля зачастую были избыточны.
    В результате одним из основных приоритетных направлений стало категорирование участников внешнеэкономической деятельности. Оно предполагает разделение предприятий на группы, присвоение им разных уровней риска, в зависимости от которых к ним и применяются различные профили риска. Одним из подходов, на основании которых осуществляется категорирование, является субъективно-ориентированный. Это означает, что предприятия-импортеры подразделяются на группы с различным уровнем риска в зависимости от их прошлого опыта осуществления внешнеэкономической деятельности.
    Для того чтобы применить данную технологию, таможенные органы сформулировали ряд критериев, закрепленных приказом ФТС России № 589 от 26.03.2013 г. «Об утверждении перечня критериев, характеризующих участника внешнеэкономической деятельности, для использования в рамках системы управления рисками и порядка их разработки и (или) актуализации». На основе данных критериев специализированными программными средствами с использованием информационных ресурсов ЕАИС ТО производится категорирование участников внешнеэкономической деятельности.
    Автоматическое категорирование применяется при анализе деятельности организаций, осуществляющих импорт товаров. Всего в 2013 году импорт осуществляли 67,8 тыс. организаций, при этом к категории с низким уровнем рискам было отнесено 2000 организаций [13].
    Параллельно функционируют субъектно-ориентированный и отраслевой подход, с целью их совершенствования и выбора оптимального в дальнейшем.
    На рис. 1 представлена схема автоматического категорирования участников внешнеэкономической деятельности.
    Полный перечень критериев, а также методика расчета рейтинга участника внешнеэкономической деятельности на основе данных критериев приводятся в Приказе ФТС России от 7 сентября 2012 г. № 1809 «Об утверждении Временного порядка категорирования участников внешнеэкономической деятельности на основе критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности», а также в приказах ФТС России от 26.03.2013 г. № 589 и приказе ФТС России от 26.03.2013 г. № 590дсп.
    Автоматическое категорирование в настоящее время применяется только к импортерам продукции. Всего по итогам 2013 года была проанализирована деятельность 67,8 тыс. импортеров. При этом были отдельно выделены импортеры, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность не менее 1 года, и/или оформившие не менее 100 деклараций на товары. Доля таких импортёров составляет 7,5%, т.е. 5099 организаций [13].

    Список использованной литературы

    1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза). Принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17 (в ред. Протокола от 16 апреля 2010 г.). СПб.: Омега-Л, 2014. 176 с.
    2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Принят Гос. Думой 19 ноября 2010 г.; одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 г. М.: Проспект, 2013. 256 с.
    3. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 26 марта 2013 г. № 5901дсп «Об утверждении временного порядка проведения анализа информации об участниках внешнеэкономической деятельности для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков» // Северо-Западное таможенное управление: [сайт]. URL: sztu.customs.ru (дата обращения: 29.09.2014).
    4. Приказ Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 1809 «Об утверждении временного порядка категорирования участников внешнеэкономической деятельности на основе критериев, характеризующих участников внешнеэкономической деятельности» // Таможенный портал Альта-Софт. URL: http://www.alta.ru/show _orders.php?action=view&filename= 12pr1809 (дата обращения: 29.09.2014).
    5. Письмо ФТС от 31 октября 2013 г. № 23-20/49026 «О направлении методических рекомендаций» // Официальный сайт Евразийского делового Совета. URL: http://www.customs-union.com/sites/ customs-union.com/files/images/ rekomendacii_pismo_fts_rf_ot_31 _oktyabrya_2013_g._n_23-20_49026.pdf (дата обращения: 29.09.2014).
    6. Голоскоков В.Г. Как стать идеальным участником ВЭД // Информационный портал о таможне «ТКС.РУ». URL: http://www.tks.ru/reviews/2014/08/26/03 (дата обращения: 29.09.2014).
    7. Кунавич В.А. Деятельность уполномоченного экономического оператора в Соединенных Штатах Америки // Таможенное дело и ВЭД: сб. докладов участников СНИЛ «Теория и практика таможенного дела и внешнеэкономической деятельности». 2013. Вып. 1. С. 176–186.
    8. Лякишева М.В. Институт УЭО. Анализ и перспективы: презентация // Официальный сайт Торгово-промышлен-ной палаты Российской Федерации. URL: http://mac.tpprf.ru/ru/materials/Prezentatsiya_Mariny_Lyakishevoy.PDF (дата обращения: 29.09.2014).
    9. Некрасов Д.В. Административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора: монография. М.: Калиостро, 2013. 234 с.
    10. Некрасов Д.В. Институт уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе: проблемы теории и практики // Российская таможенная академия – 20 лет в авангарде таможенного образования и науки: сб. материалов Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во Рос. тамож. академии, 2013. С. 28–33.
    11. Некрасов Д.В. Сравнительный анализ административно-правового статуса уполномоченного экономического оператора в таможенном союзе в контексте зарубежной практики таможенного администрирования // Бизнес в законе: экономико-юридический журнал. 2013. № 5. С. 81–85.
    12. Переход Н.С. Деятельность уполномоченного экономического оператора в Федеративной Республике Германия // Актуальные вопросы таможенного дела. 2012. Вып. 2. С. 256–270.
    13. Реестр уполномоченных экономических операторов на 01.07.2014 г. // Официальный сайт ФТС РФ. URL: http://ved. customs.ru/images/stories/files/reestr_ueo_ 01072014.xls (дата обращения: 29.09.2014).
    14. Сизова К.А. Упрощения для уполномоченного экономического оператора в действующем законодательстве: презентация // Таможенный портал «Альта-Софт». URL: http://www.alta.ru/go/ 53be916054682 (дата обращения: 29.09.2014).
    15. Шавшина В.А. Минимизация избыточного таможенного контроля // Информационно-аналитическое издание «ПРОВЭД»: [сайт]. URL: http://провэд.рф/ analytics/expert-opinions/7946-minimizatsiya-izbytochnogo-tamozhennogo-kontpolya.html (дата обращения: 29.09.2014).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2