Современные тенденции развития отечественного рынка образовательных услуг свидетельствуют о поступательных преобразованиях, происходящих в этой сфере. При этом, основная специфика заключается в необходимости использования рыночных регуляторов при существующей системе государственного регулирования. Отказ от государственного регулирования в сфере предоставления образовательных услуг становится затруднительным из-за сложившихся предпосылок. Поэтому переход на полностью рыночные методы регулирования представляется автору достаточно длительным и сложным процессом. В связи с этим в настоящее время требуются эффективные меры по налаживанию действенной системы взаимодействия государственных и рыночных регуляторов на рынке образовательных услуг.
Отметим в этой связи, что специфика использования экономических регуляторов в целом заключается в том, что используемые механизмы и функционирующие институты должны способствовать развитию не только сферы образовательных услуг, но и других смежных отраслей, что становится возможным при эффективном распределении ресурсов и соблюдении пропорций между ними [4]. Таким образом, при усилении влияния рыночных факторов в данный процесс должны быть вовлечены рыночные формы, представляющие собой определенную совокупность, адаптированную для сферы образовательных услуг. В результате, функционирующая система регулирования рынка образовательных услуг должна способствовать росту не только экономической, но и социальной эффективности субъектов хозяйствования на этом рынке. Отладка подобного механизма в современных условиях развития народнохозяйственной системы в целом должна осуществляться на федеральном уровне. Это позволит, на наш взгляд, обеспечить достижение поставленных целей в скорейшие сроки.
В связи с тем, что на государственном уровне власти отмечается особая значимость сферы образования для народного хозяйства страны в целом, рынок образовательных услуг также должен оказывать существенное влияние на развитие остальных отраслей и сфер деятельности. При этом следует учитывать, что в настоящее время развитию сферы услуг в целом на государственном уровне уделяется внимание только в части правового обеспечения, которое позволяет субъектам данной сферы участвовать в различного рода программах развития. Однако сами программы имеют стратегическую перспективу и составлены таким образом, что основная финансовая нагрузка ложится на коммерческие организации. Такой подход свидетельствует о недостаточно эффективном государственном регулировании и преобладании рыночных регуляторов в развитии отраслей сферы услуг. Для сферы образовательных услуг такое положение недопустимо, так как становятся труднодостижимыми те стратегические ориентиры развития, которые определены в основных положениях социально-экономического развития страны.
Следовательно, развитие сферы образовательных услуг должно осуществляться отличным от других отраслей сферы услуг способом и с применением тех мер регулирования, которые отвечают актуальным потребностям рынка. Именно баланс рыночных и государственных регуляторов должен быть положен в основу эффективного развития рынка образовательных услуг. Отметим в этой связи, что в таких условиях значительно возрастает роль общественных организаций, коммерческих предприятий и населения. При этом эффективность воздействия перечисленных выше субъектов будет более очевидной при действенном правовом регулировании. В настоящее время меры со стороны общественных и коммерческих организаций носят рекомендательный характер. При этом на федеральном и региональном уровнях утверждаются положения, направленные на обеспечение государственно-общест-венного взаимодействия.
Так, например, согласно Распоряжению от 11 февраля 2013 года № 279-Р «О плане мероприятий по реализации Концепции развития государственно-общест-венного управления образованием в Санкт-Петербурге на 2013–2015 годы» [2], на региональном уровне совершенствованию организационно-правовых условий развития государственно-общественного управления образованием будут способствовать следующие меры:
- совершенствование работы органов образовательных учреждений в соответствии с новым законом «Об образовании»;
- совершенствование нормативной базы образовательных учреждений;
- разработка общественной модели оценки качества образовательных услуг;
- формирование института общественных экспертов;
- разработка и принятие Этического кодекса педагога Санкт-Петербурга.
Помимо мер, направленных на совершенствование организационно-правовых условий, документом [2] предусмотрена популяризация данного процесса среди жителей города.
Среди основных мероприятий в этом направлении можно выделить следующие: разработка концепции информационно-консультационных сервисов; организация совместной деятельности с Союзом педагогов Санкт-Петербурга; разработка методических рекомендаций для представителей общественности.
Также предусматриваются меры по научному и организационному сопровождению развития государственно-общест-венного управления образованием в городе и кадровое обеспечение Концепции. При этом в документе не определены источники и суммы финансирования данного Положения. Отметим в этой связи, что некоторые из мер уже приняты к реализации на уровне отдельных образовательных учреждений. Однако они не носят массовый характер. В результате отсутствия механизма реализации ряда положений Концепции каждое из учреждений вырабатывает индивидуальный подход. При этом в целом отмечается затратность данных мероприятий при отсутствии гарантированного результата. Таким образом, привлечение общественности к решению проблем оказания качественных образовательных услуг дополняет список тех правовых положений, которые не отвечают современным потребностям рынка и не могут быть реализованы всеми участниками ввиду отсутствия действенных механизмов.
В целом, следует отметить, что в последние 10–15 лет было принято значительное количество правовых документов, формирующих систему образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Однако некоторые из них так и не нашли своей реализации. Таким образом, правовое регулирование в сфере образования формируется эмпирическим путем. Такое положение, на наш взгляд, не только не способствует развитию системы образования, формированию рынка образовательных услуг, но и является существенным сдерживающим фактором, не позволяющим учитывать происходящие на рынке изменения.
По нашему мнению, именно от государства будет зависеть эффективность не только государственных, но и рыночных регуляторов. Отметим в этой связи, что государственное регулирование сферы образования заключается в основном в эффективном распределении ресурсов и доходов.