ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Интеграция современных образовательных и информационных технологий в процессе обучения студентов

INTEGRATION OF MODERN EDUCATIONAL AND INFORMATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING STUDENTS



Е.В. Бенза
Yelena Benza
elena.benza@yandex.ru
доцент кафедры информационных технологий и высшей математики, кандидат технических наук, доцент, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
senior lecturer of the Department of IT and Higher Mathematics of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Engineering, associate professor
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • образовательные технологии
  • информационные технологии
  • мультимедийные среды
  • специализированные программные продукты
  • компьютерные технологии
  • ресурсы сети Интернет
  • Keywords:

  • educational technologies
  • information technologies
  • computer technologies
  • specialized software
  • multimedia environment
  • Internet resources
  • В настоящее время возможности компьютерных технологий предоставляют средства, позволяющие сделать эффективной интеграцию информационных технологий (ИТ) и технологий образования. В связи с этим в статье рассматриваются возможности конкретных ИТ для реализации образовательных технологий, используемых в высшей школе. На основе проведенного опроса студентов автором были сделаны выводы об их отношении к использованию ИТ в образовательном процессе. Также автором проанализированы возможности интеграции современных технологий образования, используемых в высшей школе, и информационных технологий. В ходе проведенного исследования автор пришел к выводу, что в настоящее время качественное высшее образование возможно только при использовании в образовательном процессе новых компьютерных и сетевых технологий.

    At the moment computer technologies provide all means to make the integration of IT and educational technologies effective. In this connection we consider using opportunities of particular IT to implement educational technologies used in higher school. On the basis of students’ poll we make certain conclusions concerning the attitude of learners to using IT in educational process. We also analyze possibilities of integrating modern educational technologies applied in higher school and information technologies. As a result we come to a conclusion that currently a high-quality education is possible provided new computer and network technologies are used in training process.

    Обзор статьи

    Современный период развития человечества – переход к информационному обществу – характеризуется возрастающим значением информации и информационных технологий (ИТ) для всех областей жизнедеятельности человека. Информация сейчас – это важнейшая движущая сила общественной жизни, определяющий фактор экономического развития. Успех любого бизнеса напрямую зависит от получения достоверной, качественной, актуальной и полной информации. В настоящее время это стало возможным реализовать при помощи компьютерной техники, современных коммуникаций, адаптированного программного обеспечения и мультимедийных технологий [1].
    В соответствии с новыми мировыми реалиями меняются и требования общества и государства к уровню и направленности образования. Сейчас в нашей стране проводится реформирование всех ступеней образовательного процесса. Система высшего профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) [6] третьего поколения направлена на компетентностный подход, главной целью которого является повышение уровня качества образования. Для образовательных учреждений задача подготовки специалистов, способных выдержать конкуренцию в условиях настоящего времени, становится главной.
    Это задача не может быть решена только в контексте изменения содержания образования, основной инструментарий решения – технологии образования. Можно с уверенностью сказать, что сейчас существует потребность в интеграции традиционных педагогических образовательных технологий и современных информационных технологий [2; 5].
    В качестве основных целей при внедрении новых информационных технологий в систему современного образования называются [3; 5]:
    - разностороннее развитие личности обучаемого и подготовка его к жизни в современном информационном обществе;
    - необходимость подготовки грамотных в области информационных технологий специалистов в различных сферах деятельности;
    - интенсификация всех уровней учебного процесса, повышение его эффективности и качества;
    - формирование исследовательских умений и активной жизненной позиции у студентов.
    В образовательной сфере используются разнообразные базовые информационные технологии, в состав которых входят: компьютерная техника; сетевые ИТ; мультимедийные системы; средства коммуникации; специализированные программные продукты; Интернет; офисная техника.
    Применение информационных и коммуникационных технологий в высшем образовании в основном сводится к двум направлениям. Первое – использование возможностей информационных технологий при организации дистанционной формы обучения. Это направление с каждым годом становится всё более популярным и востребованным.
    Второе направление использования ИТ в учебном процессе – это возможность реализации на более высоком уровне традиционных форм обучения студентов. В этом случае ИТ позволяют: создавать новые формы представления информации (мультимедийные среды); получать доступ к новым библиотекам, в том числе электронным, в режиме реального времени; создавать новые формы учебных занятий. Например, одни из наиболее популярных сейчас – вебинары (виртуальные семинары) [3].
    Интеграция информационных технологий в технологии образования позволяет унифицировать и разнообразить учебные ресурсы. Однако любые технологии эффективно работают только тогда, когда четко и ясно определены цели и задачи их использования.

    Список использованной литературы

    1. Бенза Е.В. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие / ГИЭФПТ; Кафедра информационных технологий и высшей математики. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2013. 45 с.
    2. Зауторова Э.В. Компьютерная среда как средство организации познавательного интереса личности в области искусства // Инновации в образовании. 2007. № 2. С. 104–108.
    3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Издат. центр «Академия», 2003. 192 с.
    4. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании / Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп. Оренбург: Изд-во ОГУ, 2012. 291 с.
    5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2001. 271 с. (Высшее образование).
    6. ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/8 (дата обращения: 10.02.2014)

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2