ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности социально-экономической деятельности и повышение конкурентоспособности учреждений сферы культуры

SPECIFIC FEATURES OF SOCIO-ECONOMIC ACTIVITIES AND IMPROVEMENT OF CULTURAL INSTITUTIONS COMPETITIVENESS



П.А. Андреев
Pyotr Andreev
andreevpeter@yandex.ru
менеджер проекта ГК «Музейные технологии»
project manager of “Museum Technologies”
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • особенности деятельности учреждений культуры
  • услуги сферы культуры
  • конкурентные преимущества
  • потребители услуг сферы культуры
  • конкурентоспособность услуг
  • Keywords:

  • specific features of activity of cultural institutions
  • competitive advantages
  • competitiveness of services
  • services in the field of culture
  • consumer of cultural services
  • В статье раскрыты и проанализированы особенности социально-экономической деятельности, позволяющие менеджменту учреждений сферы культуры принимать обоснованные управленческие решения для достижения желаемых экономических и социальных результатов, повышать уровень конкурентоспособности услуг, расширять состав конкурентных преимуществ.
    Структура статьи отражает соблюдение логической последовательности исследуемых проблем и процессов в деятельности учреждений культуры. Особенности деятельности учреждений культуры, связанные с финансированием процессов оказания услуг, обусловлены необходимостью многоканального и разноуровневого финансирования, повышением качества и конкурентоспособности оказываемых услуг.
    Авторский вклад в развитие научных положений темы статьи состоит в концентрированном обобщении и анализе особенностей деятельности учреждений сферы культуры, в рекомендациях по повышению конкурентоспособности услуг культуры, уровня конкурентных преимуществ.

    The article defines and analyzes specific features of socio-economic activity that enables the management of cultural institutions to make sound decisions in order to meet desired economic and social targets as well as to enhance competitiveness of services and to increase competitive advantages.
    The structure of the article reflects the logical sequence of the problems and processes under study in the activity of cultural institutions. The peculiarities of financing the services provided by cultural institutions are determined by the need for multi-channel and multi-tier funding along with the improving the quality and competitiveness of the given services.
    The author’s contribution to the development of scientific propositions of the topic is in concentrated synthesis and analysis of specific features of cultural institutions, in proposed recommendations for improving the competitiveness of cultural services and increasing a level of competitive advantages.

    Обзор статьи

    Развитие сферы культуры в мировом хозяйстве характеризуется увеличением её доли в валовом внутреннем продукте промышленно развитых и развивающихся стран, численности занятых, государственных расходов, разнообразия оказываемых услуг, усложнением отраслевой и институциональной структур. Изменение экономических и структурно-организа-ционных показателей видов деятельности сферы культуры обусловливает необходимость определения социально-экономи-ческих тенденций изменения влияния внешних и внутренних факторов на текущее функционирование и долгосрочное развитие экономических видов деятельности, учреждений и в целом сферы культуры.
    В качестве особенностей деятельности учреждений культуры в условиях активно развивающегося рынка услуг в настоящее время можно выделить следующие:
    ● творческий труд работников сферы культуры имеет ориентировочную рыночную оценку, так как связан с большими затратами труда во времени, высоким уровнем квалификации и профессионального мастерства;
    ● динамика роста издержек в деятельности учреждений сферы культуры опережает рост цен на духовные ценности, так как предложение услуг культуры опережает их спрос, особенно на качественные услуги, из-за низкой платежной способности покупателей данных услуг, отсутствия долгосрочной ориентации на создание и внедрение в процесс оказания услуг культуры продуктовых и технологических новшеств;
    ● институциональная структура отраслевых составляющих сферы культуры отличается от предприятий производственной сферы тем, что наряду с экономическими целями направлена на достижение высоких качественных характеристик поставленной социальной цели;
    ● рынок услуг сферы культуры является существенно сегментированным и дифференцированным, обладает свойствами монополистического рынка;
    ● деятельность учреждений культуры связана с ростом объёмов инвестиций в основной и человеческий капитал, влияющих на повышение уровня инновационности учреждений и качества услуг культуры;
    ● духовные ценности, предоставляемые потребителям в виде услуг культуры, обладают свойствами индивидуальной, социальной полезности и способностью достигать желаемых внешних положительных социальных эффектов, повышающих духовные характеристики индивидов, потребляющих услуги культуры;
    ● установление равновесности совокупного спроса и предложения услуг культуры требует разноуровневости и многоканальности финансового обеспечения деятельности учреждений культуры, повышения темпов их экономического роста.
    Сложившаяся в настоящее время особенность функционирования учреждений культуры, снижающая её конкурентоспособность, выражающаяся в опережающем росте издержек над экономическими результатами, во многом вызвана затратами на материально-техническое обеспечение и оплату труда работников учреждений культуры [2]. В отличие от процесса оказания услуг культуры потребителям промышленные производства имеют возможность компенсировать рост трудовых издержек и потребления материально-тех-нических ресурсов за счёт внедрения технологических, продуктовых и организационных новшеств. Многие учреждения сферы культуры лишены такого преимущества. Проиллюстрируем это утверждение тем, что выпуск промышленной продукции в расчёте на один трудовой час рабочего с начала ХХ века и до настоящего времени вырос в тысячи раз, тогда как для исполнения классического фортепианного произведения или роли в театре затраты труда и времени практически не изменились.

    Список использованной литературы

    1. Карась Д.Е. Разработка механизма управления инновационным развитием сферы культуры в рыночных условиях хозяйствования // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петер-бург). 2012. № 1. С. 109–113.
    2. Каткова Т.В. Особенности социально-экономического развития сферы культуры Санкт-Петербурга как отраслевой составляющей сферы услуг // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2011. № 1. С. 95–99.
    3. Смирнов А.Ю. Перспективы развития сферы культуры // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 1. С. 118–121.
    4. Черепенников К.Г. Концептуальные положения разработки стратегии повышения конкурентоспособности учреждений культуры // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петер-бург). 2011. № 3. С. 122–124.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2