|
|
|
|
зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
председатель правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги», кандидат экономических наук
|
head of the Department of State and Municipal Administration of St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
Chairman of the State Company “Russian Motor Roads”, PhD in Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
экосистемы
экологическая обстановка
рынок утилизации отходов
экологическое законодательство
|
Keywords:
ecosystems
ecological situation
market of waste utilization
environmental law
|
Экологическое обеспечение эффективности региональной инфраструктуры, означающее минимизацию вредного воздействия экономического роста на состояние окружающей среды, в настоящее время является важной характеристикой инновационного развития экономики.
В статье обоснована необходимость экологического законодательства в современных российских условиях.
В ходе исследования использованы такие методы, как сравнительный анализ, классификация, а также системный подход к исследованию вопросов экологического обеспечения эффективности региональной инновационной инфраструктуры.
Авторы анализируют мировой опыт в области решения данной проблемы и предлагают рекомендации для улучшения экологической обстановки в России.
|
Ecological backing of effectiveness of regional infrastructure which means minimizing the harm of economic growth on the environment is currently an important characteristic of innovation economic development.
We prove the need to develop ecological legislation under modern conditions in Russia.
In the research such methods as comparative analysis and classification are used and the system approach to researching the problems of ecological backing of the effectiveness of regional innovation infrastructure is applied.
We analyze international experience in solving the problem in question and offer recommendations to improve the ecological situation in Russia.
|
|
|
Обзор статьи
Экологическое обеспечение эффективности региональной инфраструктуры означает минимизацию вредного воздействия экономического роста на состояние окружающей среды, снижение опасности техногенных и природных катастроф. При этом в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечено, что формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности, наряду со значительным повышением эффективности использования природных ресурсов. Закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов) определено в числе основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу развития.
При этом обеспечение экологической эффективности экономики является общей характеристикой инновационного развития экономики, тесно связанной с повышением эффективности ресурсопотребления. К 2020 г. предполагается снижение уровня экологического воздействия национальной экономики в 2–2,5 раза, соответствующего показателям сбережения природы европейских стран.
В мировой экономической литературе обоснована необходимость инфраструктуры green innovation – создания дружественных окружающей среде технологий, которые будут оказывать на неё минимальное воздействие. Примером такой технологии является электромобиль, альтернативная энергетика, биотопливо и безотходный термоядерный реактор [7]. Эти проблемы исследуются российскими учёными [2; 5; 6].
Создание современной экологической инфраструктуры требует обоснования теоретической базы её функционирования. Неоклассическая концепция исходит из необходимости рыночного (аукционного) механизма распределения имущественных прав, при котором квота на использование природного ресурса продаётся на основе свободной конкуренции тому, кто предложит наивысшую цену. Цена эта определяется приведённой ценностью ресурсной ренты, которую владелец инфраструктуры может получить в ходе разработки ресурса [9].
Однако эта концепция не учитывает несовершенство рыночных структур, неполноту информации и трудность надёжной оценки природных ресурсов, а главное – необходимость учёта трансакционных издержек и внешнего эффекта перераспределения благосостояния. Так, чисто коммерческие аукционы с использованием максимальной аукционной платы в качестве единственного основания предоставления участков лесного фонда для разработки древесины может полностью устранить из сферы заготовки древесины мелкие отечественные лесозаготовительные предприятия, поставив в преимущественное положение крупных иностранных лесозаготовителей. Аналогичный результат возможен при продаже полностью на аукционной основе квот на добычу рыбных ресурсов открытого моря. Это может сопровождаться значительными негативными социально-экономическими последствиями (издержками) для мелких отечественных компаний и всего населения региона [4].
Другая, неоинституциональная концепция означает, что выбор типа инфраструктуры определяется по критерию минимизации трансакционных издержек по установлению и перераспределению имущественных прав. Они учитывают не только прямые издержки рыночной трансакции, но и экстерналии, которые возникают во всей совокупности имущественных прав на природные ресурсы, включая затраты на обеспечение участников аукциона необходимой информацией на заключение контрактов и контроль за их соблюдением, на компенсацию неопределённости и страхование рисков, а главное – эффект, который получают пользователи инфраструктуры.
Это выдвигает на первый план административный механизм наделения имущественными правами на основе выдачи лицензий и квот на использование ресурса. При сравнении эффективности лицензионного и аукционного режимов предоставления и перераспределения имущественных прав на природные ресурсы (в рыбном и лесном хозяйствах, при предоставлении участков недр для добычи полезных ископаемых и т.д.) не выявлена особая эффективность чисто рыночных схем. Должна учитываться вся совокупность факторов, влияющих на трансакционные издержки и эффективность функционирования инфраструктуры.
Третья концепция, наиболее актуальная для региональной экономики, исходит из совместной собственности пользователей инфраструктуры [8]. Это особенно важно для имущественных прав на международные природные ресурсы, например, рыбные ресурсы открытого моря, и глобальные экологические блага, связанные с регулированием выбросов парниковых газов.
|
Список использованной литературы
1. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды и влиянии факторов среды обитания на здоровье населения Свердловской области в 2006 году». Екатеринбург, 2007.
2. Замятина М.Ф. Экологизация научно-технологического развития. СПб.: Изд-во ИСЭП РАН, 1997. 260 с.
3. Медяник Н.В. Стимулирование инновационно ориентированного развития природопользования // Проблемы современной экономики. 2010. № 1. С. 369–370.
4. Пахомова Н.В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды: новые теоретические концепты (опыт исследования и преподавания) // Вестник С.-Петерб. ун-та. Сер. «Экономика». 2001. Вып. 3. С. 53–64.
5. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент. СПб.: Изд-во ОЦЭиМ, 2006.
6. Пахомова Н.В., Сергиенко О.И. Инновации экологически устойчивого развития: ситуация в России в контексте международного опыта // Проблемы современной экономики. 2006. № 1–2. С. 247–254.
7. Bendict M., McMahon E. Green infrastructure: linking landscapes and communities. Wash.: Island Press, 2006. 299 p.
8. Gibbs D. Local economic development and the environment. L., 2002.
9. Xartwick S., Oliver N. The Economics of natural resources use. 2-th ed. N.Y., 1998. Р. 150–151.
|