ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Экономическая информационная система управления телекоммуникационными предприятиями

ECONOMIC INFORMATION SYSTEM OF MANAGING TELECOMMUNICATION ENTERPRISES



В.А. Гимаров
В.В. Гимаров
А.А. Морозов
V.A. Gimarov
V.V. Gimarov
A.A. Morozov
tatjank@yandex.ru
jomer@mail.ru
morozow_a@list.ru
профессор кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, доктор технических наук, г. Смоленск
доцент кафедры менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, кандидат технических наук
доцент филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» в г. Смоленске, кандидат технических наук
professor of the Department of Management and Information Technology in Economy of Smolensk Branch of Scientific Research Institute “MEI”, Doctor of Technical Sciences
senior lecturer at the Department of Management and Information Technology in Economy of Smolensk Branch of Scientific Research Institute “MEI”, PhD in Technical Sciences
senior lecturer at Smolensk Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation, PhD in Technical Sciences
г. Смоленск
г. Смоленск
г. Смоленск
Smolensk
Smolensk
Smolensk

Ключевые слова:

  • имитационное моделирование
  • мультиагентные модели
  • телекоммуникационное предприятие
  • архитектура информационной системы
  • поддержка принятия решений
  • управление инновационной деятельностью
  • Keywords:

  • simulation
  • multi-agent models
  • management of innovations
  • information system architecture
  • decision-making support
  • telecommunication enterprise
  • В статье показана роль имитационного моделирования для принятия решений по управлению сложными социально-экономическими системами, описаны виды имитационных моделей, а также возможности использования мультиагентного моделирования для построения экономической информационной системы управления инновационной деятельностью телекоммуникационного предприятия. Для разработки информационной системы управления телекоммуникационным предприятием авторами построена диаграмма вариантов использования, которая описывает функциональное назначение системы. Приведена архитектура проектируемой информационной системы и описан способ ее практической реализации.

    We show the role of simulation for decision-making in the sphere of managing complex social and economic systems and describe the types of simulation models as well as the possibility of using multi-agent simulation to build up the economic information system of managing the innovation activity of a telecommunication company. To develop an information system of management of a telecommunication enterprise we introduce a usage diagram to describe the functionality of the system. The architecture of the information system in question is described and the method of its implementation is given.

    Обзор статьи

    На сегодняшний день для построения систем поддержки принятия решений по управлению сложными процессами широко используются методы имитационного моделирования, которые позволяют имитировать поведение сложных систем, характеризующихся наличием большого количества взаимосвязанных элементов.
    Среди видов имитационного моделирования выделяют [4]:
    1. Системная динамика – подход к моделированию, который предполагает построение для анализируемой системы диаграмм причинно-следственных связей взаимовлияний параметров, которые в дальнейшем имитируются на компьютере.
    2. Дискретно-событийное моделирование – вид имитационного моделирования, который предлагает рассматривать отдельные события системы, например, такие как «ожидание», «производство» и т.д. Дискретно-событийное моделирование является наиболее развитым и имеет широкую сферу применения для анализа социально-экономических систем. Данный вид моделирования подходит также для исследования процессов производства.
    3. Агентное моделирование – вид имитационного моделирования, который применяется для анализа распределенных, децентрализованных систем, изменение состояния которых описывается правилами, являющимися результатом персональной активности отдельных субъектов системы. Цель построения агентных моделей состоит в получении представлений о правилах, закономерностях поведения системы, исходя из гипотез о поведении её отдельных субъектов и их взаимодействия в системе.
    Агент – активная сущность, характеризующаяся автономным поведением, возможностью самостоятельно принимать решения, а также взаимодействовать с внешним окружением в соответствии с некоторыми правилами. Основными свойствами агентов являются: целенаправленность, интерактивность, реактивность и проактивность, которые отражают возможность агентов взаимодействовать между собой и окружающей средой [6].
    В настоящее время сфера применения имитационных мультиагентных моделей широка. Их использование в социально-экономической сфере сопряжено с решением задач планирования, логистики, оптимизации транспортных и финансовых потоков, интеллектуального поиска товаров в глобальной сети, разработки маркетинговых кампаний [5].
    Также, мультиагентная модель может быть использована для построения системы поддержки принятия решений по управлению предприятиями в условиях, характеризующихся наличием большого количества взаимосвязей между субъектами рынка и их высокой сложностью.
    В качестве примера можно проанализировать процесс управления инновационной деятельностью телекоммуникационного предприятия. В настоящее время инновационная деятельность является фундаментальной основой для эффективного развития предприятий всех отраслей экономики Российской Федерации. В условиях глобализации рынков инновации выступают в качестве инструмента конкурентной борьбы, поскольку они способствуют формированию новых потребностей, сокращению себестоимости выпускаемой продукции, притоку инвестиций, улучшению имиджа предприятий и выходу на новые рынки сбыта.

    Список использованной литературы

    1. Гимаров В.В., Гимаров В.А., Иванова И.В. Нестационарная мультиагентная модель регионального рынка интернет-услуг // Прикладная информатика. 2011. № 6. С. 7–13.
    2. Дли М.И., Гимаров В.В., Иванова И.В. Динамическая мультиагентная модель регионального телекоммуникационного рынка // Транспортное дело России. 2010. № 12. С. 220–223.
    3. Дли М.И., Гимаров В.В., Иванова И.В. Иерархические мультиагентные модели для управления телекоммуникационным предприятием // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 4. С. 86–89.
    4. Лычкина Н.Н. Имитационное моделирование экономических процессов. М.: Инфра-М, 2012. 254 с.
    5. Солодуха Т.В. Мультиагентные системы в экономике // Современные информационные технологии и ИТ-образование: сб. трудов V Международной научно-практич. конференции. Москва, МГУ им. Ломоносова, 8–10 ноября 2010 г. URL: 2010.it-edu.ru/docs/Sekzii_4-5/20_Soloduha _1253475363569911.doc (дата обращения: 11.04.2014)
    6. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. М.: Эдиториал УРСС, 2002. 352 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2