ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Управление новшествами в учреждениях высшего профессионального образования
Managing Innovations in Institutions of Higher Education
А.А. Панарин |
|
A.A. Panarin |
|
panarinaa@list.ru |
|
докторант ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», кандидат экономических наук |
|
candidate for Doctor’s Degree at St. Petersburg State University of Cinema and Television, PhD in Economics |
|
г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg |
|
Исследуется процесс управления созданием, внедрением и активным использованием новшеств в учреждениях высшего профессионального образования, анализируется динамика показателей использования вычислительной техники, экономических результатов.
|
|
We look at the process of creating, implementing and actively using innovations in institutions of higher education; the dynamics of indicators of using IT and economic results are analyzed.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Внедрение технологических, организационных и информационных новшеств в деятельности учреждений высшего профессионального образования способствует их социо-культурной привлекательности, расширению состава потребителей качественных образовательных услуг, росту внебюджетных поступлений.
Структура статьи отражает логическую последовательность изложения результатов анализа ретроспективных тенденций и текущей деятельности высших учебных заведений, использовавших информационные новшества (вычислительная, электронная техника, глобальные информационные сети), а также рекомендаций о качестве и интенсивности использования информационных технологий в учебном процессе высших учебных заведений.
Вклад автора в исследуемую научную проблему состоит в анализе динамики изменения экономических результатов и затрат учреждений профессионального образования, использовавших информационные новшества и в разработке рекомендаций по соответствию уровня информационного обеспечения учреждений профессионального образования качеству оказываемых образовательных услуг.
|
|
Introduction of technological, organizational and informational innovations in the activity of institutions of higher professional education contributes to increasing their social and cultural appeal, widening the range of consumers of high-quality educational services and increasing amount of off-budget earnings.
The structure of the article reflects a logical sequence of stating the results of analysis of retrospective tendencies and current activity of institutions of higher education using informational innovations (computer engineering, global networks) as well as recommendations concerning the quality and intensity of using information technology in educational process at institutions of higher education.
Our own contribution into researching the problem in question consists in the analysis of dynamics of economic results change and costs of institutions of professional education that used informational innovations and in developing recommendations concerning compliance of the level of information support of institutions of professional education to the quality of educational services.
|
|
Обзор статьиСоздание и внедрение новшеств в образовательный процесс содействует не только повышению степени социо-куль-турной привлекательности учебного заведения высшего профессионального образования для потребителей образовательных услуг, а вместе с этим и расширению их контингента, но и росту экономических результатов как за счёт бюджетного финансирования (предоставления государственных, муниципальных субсидий), так и внебюджетных поступлений средств.
Использование в деятельности учреждений профессионального образования технологических, организационных, информационных новшеств на инициативной и при этом экономически оправданной основе или в рамках осуществляемой стратегии инновационных изменений ставит менеджмент вуза перед проблемой риска потерь инвестиций в создаваемый инновационный проект. Это происходит в случае недостижения его по своим качественным характеристикам, экономическим и социальным результатам влияния на развитие профессиональной образовательной организации.
Однако создание высококвалифицированным составом специалистов и научных работников новшеств, а также новых и модифицированных видов образовательных и сопутствующих им услуг в случае их качественного уровня, соответствующего техническому заданию и планируемым значениям, отвечающего сложившимся или изменяющимся предпочтениям потребителей, может существенно повлиять на экономический и социальный результаты деятельности, расширить на дифференцированной основе контингент потребителей образовательных услуг, содействовать устойчивому социально-эко-номическому развитию, росту конкурентного потенциала профессионального учебного заведения.
Процесс системного управления внедрением и активным использованием различных видов новшеств в социально ориентированных образовательных профессиональных учреждениях на основе технологии элементного взаимодействия функций, методов, стратегий, организационно-экономических, финансовых, социальных мер и действий должен исходить из установления влияния тех или иных новшеств на экономический и социальный результаты текущей деятельности и перспективного развития данного учебного заведения. Степень влияния устанавливается при соотнесении прироста результативности с затратами на создание (приобретение) и внедрение новшеств в процесс оказания образовательных услуг.
Вместе с этим, следует отметить, что целевая ориентация профессиональных учебных заведений различного организационно-правового статуса на достижение максимально возможных экономических результатов обеспечиваться внедрением и оценкой эффективности использования новшества соответствующей направленности.
Так, например, для социально ориентированных государственных и муниципальных бюджетных учреждений высшего профессионального образования используемое количество вычислительной техники, глобальных информационных и коммуникационных технологий должно сопровождаться изменениями объёмов затрат, осуществляемых на используемые информационные и коммуникационные инновации в учебном процессе, а также динамикой ежегодных экономических результатов деятельности учреждений высшего профессионального образования.
О сложившейся ретроспективной тенденции и текущей деятельности высших учебных заведений в области применения информационных и коммуникационных технологий, вычислительной техники свидетельствуют данные табл. 1 [3].
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что использование в деятельности учреждений высшего профессионального образования в посткризисный период 2009–2011 годов таких информационных новшеств, как вычислительная техника, глобальные информационные сети, является достаточным высоким и стабильным.
Так, активное применение персональных компьютеров в учреждениях высшего профессионального образования находится в максимальных пределах (98,8% в 2010 и 2011 годах). В то же время применение вычислительной техники в учреждениях высшего профессионального образования должно получить широкое распространение не только во всех видах обучения студентов (лекции, семинары, практические занятия), но и в научно-ис-следовательской деятельности студентов, профессорско-преподавательского состава, аспирантов и докторантов. Период использования персональных компьютеров и другой техники должен быть адекватным получаемым от их применения экономическим результатам и осуществляемым затратам на приобретение, внедрение и использование во всех видах деятельности вузов. |
|
Список использованной литературы1. Лосев К.В., Смирнов С.Б. Инновационная деятельность и её специфика в высшем учебном заведении // Журнал правовых и экономических исследований. № 3. 2012. С. 135–138. 2. Лукин Г.И. Концепция создания инновационной среды для активизации развития научного потенциала вуза // Вестник Российской академии естественных наук. Вып. 17. № 3. 2013. С. 78–81. 3. Российский статистический ежегодник – 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. |