ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Региональная экономическая политика: проблемы формирования в условиях глобализации
Regional Economic Policy: Problems of Formation under Globalization
П.В. Назаров В.А. Левизов |
|
Pavel Nazarov Vladislav Levizov |
|
nac-ek@mail.ru kaf-mark@gief.ru |
|
профессор кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, доцент зав. кафедрой маркетинга, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, доцент |
|
professor of the Department of National Economy and Organization of Production of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, associate professor head of the Department of Marketing of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, associate professor |
|
г. Гатчина г. Гатчина |
|
Gatchina Gatchina |
|
Проанализированы проблемы формирования эффективной региональной экономической политики. Определены направления совершенствования экономической политики в регионе. Рассмотрены особенности применения концепции «тройной спирали» на региональном уровне.
|
|
We analyze the problems of creating an effective regional economic policy. Ways to improve the economic policy of a region are determined. We look at specific features of applying the concept of triple helix at regional level.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
В условиях глобализации повышается роль региональной экономической политики. Однако целый ряд теоретических проблем в управлении экономическими системами не позволяет повысить эффективность управления экономикой региона. В статье рассматриваются особенности регулирования глобальной экономики с целью выяснения причин повышения роли региональных органов власти в экономическом развитии. Определены причины снижения эффективности кейнсианских подходов к государственному регулированию экономики. Личный вклад автора заключается в определении посредством использования методов системного анализа основных причин возрастания роли региональной экономической политики: снижение роли федеральных органов власти в условиях глобализации и возможность учета индивидуальных потребностей потенциальных инвесторов при создании новых предприятий в регионе. Также определены перспективные направления региональной экономической политики в российских условиях. |
|
The role of regional economic policy increases in the conditions of globalization. Nevertheless a whole range of theoretical problems connected with the management of economic systems creates obstacles to increasing the efficiency of managing regional economy. We look at peculiar features of regulating global economy to understand the reasons why we see an increase in the role of regional governmental bodies in economic development. We also determine the reasons for decreasing efficiency of Keynesian approaches to the state regulation of the economy. By using the methods of system analysis the author contributed to determining the key reasons for the increase of the importance of regional economic policy, namely the decreasing role of federal governmental bodies under globalization and the possibility to take into consideration individual needs of potential investors when starting new businesses in a region. We also determine long-term trends in regional economic policy in Russia. |
|
Обзор статьиВ условиях глобализации возрастает роль регионов в экономическом развитии, поэтому важным и актуальным становится проведение эффективной региональной экономической политики [2]. При этом формирование подобной политики сталкивается с целым рядом проблем: неадекватностью многих положений экономической теории, сформировавшейся в начале второй половины прошлого века, имеющим место реалиям; преобладанием неолиберальных подходов в экономической политике наиболее развитых стран; слабым вниманием представителей экономической науки к пространственному размещению производительных сил (так, в последние годы значительная часть Нобелевских премий в области экономики была присуждена, скорее, за исследования в области абстрактных математических моделей, а не за создание инструментов, доказавших свою эффективность на практике). Однако наиболее серьезной проблемой является отсутствие теоретических основ управления фирмой в формирующейся экономике знаний. В связи с недостаточным опытом функционирования фирм, занимающихся созданием наукоёмкой продукции, ученым пока не удалось разработать принципы организации производства в условиях экономики знаний, подобных тем, которые были созданы Г. Фордом для организации массового производства. Эффективное государственное вмешательство в экономику возможно лишь тогда, когда представители государственной власти хорошо понимают, каким должно быть эффективное состояние регулируемых ими объектов.
Одним из наиболее примечательных аспектов является снижение уровня государственного регулирования экономики в развитых странах. Данная ситуация связана с целым рядом причин. Во-первых, в условиях жесткой конкуренции частные предприятия были вынуждены совершенствовать свои структуры и методы управления. Большинство транснациональных корпораций (ТНК) еще в 1990-е провели на своих фирмах реинжиниринг бизнеса, тем самым перейдя от теории «идеальной бюрократии» М. Вебера к процессному подходу в управлении. Лучшие и наиболее эффективные ТНК, такие как BritishPetroleum, успешно внедряют в деятельность своих организаций системы управления знаниями [1]. Таким образом, системы управления государственными организациями отстают от систем управления передовых ТНК уже на два уровня. Кроме того, госорганы могут делать только то, что им разрешено законом, а руководству ТНК позволено делать все, что законом не запрещено. В сложных системах реальной властью владеет не тот, кто обладает полномочиями, а тот, кто более эффективно управляет имеющимися ресурсами. Кроме того, ТНК обладают подразделениями, расположенными в различных государствах, что позволяет им легко обходить существующее законодательство. Не удивительно, что глава Федеральной резервной системы, как правило, находится на своем посту гораздо дольше, чем президент США, а одной из важнейших целей государственных органов власти во всем мире становится привлечение прямых иностранных инвестиций, то есть средств, как правило, принадлежащих крупнейшим ТНК.
|
|
Список использованной литературы1. Коллисон К., Парселл Д. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций. М.: ИКСИ, 2006. 2. Репникова В.М., Конакова Л.В. Мировой опыт государственного управления развитием территориальных образований // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 3. С. 67–72. |