ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Стратегическое планирование инновационного развития сферы услуг
Strategic Planning of Innovative Development of Service Sphere
А.Д. Евменов П.А. Булочников И.Ю. Благова |
|
Alexander Yevmenov Pavel Bulochnikov Irina Blagova |
|
kit.producer@mail.ru iem@gukit.ru iem@gukit.ru |
|
ректор ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», зав. кафедрой управления эконо-мическими и социальными процессами, доктор экономических наук, профессор доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», кандидат экономических наук, доцент доцент кафедры управления экономическими и соци-альными процессами ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный универси-тет кино и телевидения», кандидат экономических наук |
|
rector of St. Petersburg State University of Cinema and Television, head of the Department of Management of Economic and Social Processes, Doctor of Economics, professor senior lecturer of the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television, PhD in Economics, associate professor senior lecturer at the Department of Management of Economic and Social Processes of St. Petersburg State University of Cinema and Television, PhD in Economics |
|
г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg St. Petersburg St. Petersburg |
|
Предложен подход к формированию стратегии инновационного развития сферы услуг, основанный на специфических проблемах современного этапа развития сферы услуг в Российской Федерации. Сформулированы принципы формирования стратегии, предложен инструментарий стратегического целеполагания и оценки перспективных направлений научно-технологического развития сферы услуг, представлены этапы формирования и реализации стратегии.
|
|
We propose an approach to developing a strategy of service sphere innovative development based on specific problems the service sector of the Russian Federation is facing; the principles of strategy development are offered. We offer tools to set strategic goals and to assess directions of scientific and technological development of the service sphere having good potential. Stages of developing and implementing the strategy are described.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Обзор статьиВ настоящее время в Российской Федерации происходит смена парадигмы экономической политики и модели экономического роста, которая требует переориентации инновационной политики Российской Федерации на развитие отраслевых составляющих сферы услуг. Как отмечено в статье Нобелевского лауреата Дж. Стиглица, построение экономики, основу которой составляет сфера обслуживания, для стран, сравнительно недавно переживших переходный этап развития, является достаточно сложной методологической проблемой [4]. На этапе становления и развития рыночных отношений в Российской Федерации государственной поддержке инновационного развития сервисных отраслей не уделялось достаточно внимания, что привело к дисбалансам в социально-экономическом развитии инфраструктурных отраслей, сферы образования, здравоохранения и культуры. На наш взгляд, проблемы развития социально значимых сервисных отраслей усиливаются также тем обстоятельством, что процесс планирования территориального размещения и прочих параметров инфраструктурных и социально значимых отраслей в стране осуществлялся в ином временном периоде и при ином социальном строе, в результате чего критерии, положенные в основу их перспективного развития, существенно отличаются от требований современности. В этой связи именно социально-значимые отрасли в настоящее время предъявляют особенно высокий спрос на инновации, удовлетворение которого в условиях рыночной экономики возможно на основе стратегического планирования инновационного развития сферы услуг.
В наиболее общем смысле стратегическое планирование на уровне макроэкономики является алгоритмом логически взаимоувязанных действий, связанных в пространстве и во времени и нацеленных на выполнение стратегических задач [2]. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» подчеркнуто, что многоукладный характер российский экономики и принципиально различающиеся технологический уровень и институциональные условия развития различных секторов исключают возможность определения универсальной для всех секторов модели инновационного развития [1]. Стратегическое планирование инновационного развития сферы услуг в общем смысле заключается в расчете траектории максимально эффективного использования совокупности ресурсов для достижения стратегических целей инновационного развития отраслевых составляющих сферы услуг, основанном на глубоком анализе внешней и внутренней среды.
|
|
Список использованной литературы1. Стратегия инновационного разви-тия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением председа-теля Правительства РФ от 8.12.2011 г. № 2227-р) // Российская газета. 2009. 9 марта. № 4864. 2. Ансофф И. Стратегическое управ-ление / пер. c англ. Т.К. Смирновой. М.: Экономика, 1999. 520 с. 3. Кравченко С.И., Долженкова В.М. Исследование сущности инновационного потенциала // Научные труды Донецкого национального технического университе-та. Серия: экономическая. 2008. № 4. С. 98–105. 4. Стиглиц Дж. Неудачи корпоратив-ного управления при переходе к рынку // Экономическая наука современной Рос-сии. 2010. № 4. С. 92–104. 5. Финансирование инновационного развития. Сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирова-ния на ранних этапах развития предприя-тий / Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования // Электрон-ная библиотека портала «Венчурная Рос-сия». URL: www.allventure.ru (дата обра-щения: 14.10.2013) 6. Международный научно-образова-тельный «Форсайт-центр»: [сайт]. URL: http://foresight.hse.ru/whatforesight/ (дата обращения: 14.10.2013) |