ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Мониторинг и прогнозирование региональных потребностей в образовательных услугах в сфере физической культуры и спорта

Monitoring and Forecasting Regional Needs for Educational Services in Physical Training and Sports Sphere



Д.Н. Верзилин
Е.В. Хомко
Dmitry Verzilin
Yelena Khomko
modusponens@mail.ru
hockey@peterlink.ru
декан факультета экономики, управления и права ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культу-ры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта», доктор экономических наук, профессор
директор ООО «Академия спорта», преподаватель кафедры теории и методики хоккея ФГБОУ ВПО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта»
Dean of the Faculty of Economics, Management and Law of P. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, Doctor of Economics, professor
director of Academy of Sports, teacher of the Department of Theory and Methods of Hockey of P. Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
Предложены и реализованы методические подходы к мониторингу и прогнозированию региональных потребностей в образовательных услугах в сфере физической культуры и спорта и к определению параметров государственного заказа на предоставление услуг. Использованы официальные статистические данные о конъюнктуре развития детского и юношеского хоккея. Рассмотрена ресурсная обусловленность, динамика показателей конъюнктуры и модели их взаимозависимости. Определены оценки потребностей в образовательных услугах на пятилетнюю перспективу.
We suggest and implement method approaches to monitoring and forecasting regional needs for educational services in the sphere of physical training and sports and to defining parameters of government work connected with the services in question. Official statics concerning the current situation of children and youth hockey development is studied. We consider resources, the dynamics of economic situation indicators and the model of their interdependence. Needs for educational services for the period of five years are assessed.

Ключевые слова:

  • образовательные услуги
  • мониторинг и прогнозирование
  • статистические данные
  • физическая культура и спорт
  • Keywords:

  • educational services
  • monitoring and forecasting
  • physical culture and sports
  • statistical data
  • Обзор статьи

    Система подготовки кадров для спорта высших достижений представляет сложный комплекс взаимодействия образовательных, организационных, финансовых, спортивных и других подсистем. Организационно-управленческие принципы этого взаимодействия порой не очевидны даже профессионалу. Ответственность за результаты достижений распределена между Олимпийским Комитетом, Федерациями по видам спорта, а также различными Лигами и другими организациями. Формирование полноценного резерва отечественного хоккея сдерживается такими факторами, как низкий образовательный уровень тренерских кадров; неправильная организация соревнований, приводящая к оттоку молодых российских хоккеистов за рубеж; недостаточная для активного развития хоккея обеспеченность ледовыми спортивными сооружениями. Проблема повышения уровня образования тренерских кадров для отечественного хоккея является проявлением ряда взаимообусловленных социально-эконо-мических процессов. Социальная динамика, глобализация общественных явлений диктуют необходимость непрерывного образования специалистов во всех сферах жизни общества, в любой профессиональной деятельности, тем более в сфере сугубо гуманитарной, какой является сфера спорта и физической культуры. Увеличение социальной значимости физической культуры и спорта в современных условиях, весомость экономической составляющей спорта обусловливают потребность в профессионалах в области физической культуры и спорта. Традиционная подготовка тренеров предполагала ориентированность на работу с детьми, оставшимися в спорте в результате жесткого отбора. Сегодня деятельность тренера осуществляется принципиально в другом социальном контексте, функции и социальная роль тренера существенно расширились. Новое поколение молодежи выросло в сложных и новых экономических и идеологических условиях, принципиально отличается от поколений советской молодежи по воспитанию и по образу жизни, что требует от тренера социологического воображения, культурного кругозора и знания современных психологических и педагогических профессиональных методик. В результате реорганизации российского образования уровень подготовки специалистов в системе высшего образования в большинстве учебных заведений резко снизился. Введение третьего поколения образовательных стандартов – федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для отрасли физической культуры диктует повышенные требования к подготовке тренеров, обладающих профессиональными и личностными компетенциями.

    Список использованной литературы

    1. Верзилин Д.Н., Шаныгин С.И. Управление целевыми процессами при организационном моделировании социальных систем // Экономика и управление. 2011. № 9. С. 79–83.
    2. Информация о деятельности Минспорта России, размещаемая в сети «Интернет» в форме открытых данных // Министерство спорта Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.minsport.gov. ru/opendata/ (дата обращения: 08.10.2013)
    3. Максимова Т.Г., Гумская Е.В. Многомерный статистический анализ международной конъюнктуры в сфере высшего образования // Экономика и управление. 2012. № 12. С. 119–122.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2