ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности формирования региональной инновационной политики в условиях глобализации

Specific Features of Forming Regional Innovation Policy under Globalization



Е.Н. Смирнов
Eugeny Smirnov
evgeny.smirnov89@mail.ru
кафедры менеджмента АОУ ВПО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
candidate for PhD at the Department of Management of State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina
Обосновывается тезис о том, что в условиях глобализации и перехода к экономике знаний существующие формы и методы государственного управления зачастую обеспечивают его низкую эффективность. Рассматриваются особенности формирования региональной инновационной системы, которая позволит повысить темпы экономического роста
We prove the idea that in the conditions of globalization and transition to knowledge economy the current forms and methods of public administration often result in its low efficiency. We consider peculiar features of forming a regional innovation system to increase the economic growth rate.

Ключевые слова:

  • инновации
  • глобализация
  • региональная инновационная политика
  • Keywords:

  • innovations
  • globalization
  • regional innovation policy
  • Обзор статьи

    В то время как происходит формирование экономики знаний, классические парадигмы социального и экономического развития не позволяют обеспечить стабильный экономический рост. Парадигмы «левых», от неокейнсианства до марксизма, ослаблены излишней верой в возможности государства. Не менее проблематичны и парадигмы «правых», чьи сторонники неспособны или не желают признавать недостатки рынка как механизма стимулирования экономического развития и общественного благосостояния. В условиях формирующейся экономики знаний существует потребность в разработке комплексного подхода к управлению региональной экономикой в условиях глобализации. За последние два десятилетия инновации, понимаемые в широком смысле как совокупность продуктовых, процессных и организационных инноваций в компании, так же как социальные и институциональные инновации на промышленном, региональном и национальном уровне, стали играть центральную роль в концепции экономического развития. Следует учитывать, что уровень затрат на науку и технологии, например, является лишь одним из критериев оценки деятельности различных национальных инновационных систем, потому что схожие по объемам вложения часто приводят к очень разным результатам [1]. Одинаково важен и уровень развития человеческого капитала, который способствует высоким темпам роста экономики. Помимо основных институтов, определяющих темпы НТП (например, университеты, НИИ), мы не должны забывать и о широком спектре вспомогательных институтов (торговые ассоциации, промышленные палаты, профессиональные ассоциации специалистов), которые могут функционировать как лаборатории по обучению для соответствующих организаций и секторов экономики. Именно вспомогательные институты сильны в Германии и Японии, в отличии от Великобритании, где они слабы. На уровне предприятия проводились серьезные исследования, посвященные интегрированным системам поставок ведущих японских компаний, что позволило понять, как они получают результаты, значительно превышающие аналогичные показатели фирм в США и ЕС. Ключевой особенностью этих интегрированных цепочек поставок является их способность решать проблемы. Через целый ряд институциональных инноваций – как через размещение собственных инженеров на предприятиях клиентов, которые таким образом предоставляют информацию об использовании продукции, так и через распространение «передового опыта» среди своих сотрудников – ведущие японские компании могут пользоваться преимуществами эффективной системы интерактивного обучения.

    Список использованной литературы

    1. Угольникова О.Д. Опыт и приоритеты развития национальной инновационной экономики // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. № 1. С. 123–219.
    2. Cantwall J. The globalization of technology: what remains of the product cycle model? // Camb. J. Econ. 1995. № 19. Р. 157.
    3. Etzkowitz H., Leydesdorff L. Universities and the Global Knowledge Economy, A Triple Helix of University – Industry – Government Relations, Science, Technology and the international political economy. London–New York, 2001.
    4. Lundvall B.A. The learning economy: challenges to economic theory and policy, paper at the EAEPE Conference. Copenhagen, 1994.
    5. Patel P., Pavitt K. Large firms in the production of the world’s technology: an important case of “nonglobalisation” // J. Int. Bus. Studies. 1991. № 22(1). Р. 1–21.
    6. Storper M. The resurgence of regional economics, ten years later: the region as a nexus of untraded interdependencies // Europ. Urban & Reg. Studies. 1995. № 2. Р. 193.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2