ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Постдипломное педагогическое образование в современном инновационном процессе
Post-graduate Teachers' Training in Modern Innovation Process
С.В. Тарасов |
|
Sergey Tarasov |
|
pompred_edu@lenreg.ru |
|
председатель Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области, доктор педагогических наук, профессор |
|
head of Committee of General and Professional Education of the Government of Leningrad Region, Doctor of Pedagogics, professor |
|
г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg |
|
Анализируются теоретические основы развития инновационной деятельности педагогов в сфере постдипломного образования. Обосновывается необходимость использования субъектного подхода, создания творческой образовательной среды, а также реализации сетевых образовательных программ в постдипломном педагогическом образовании.
|
|
We analyse theoretic aspects of encouraging innovation activity of teachers in the sphere of post-graduate teachers' training. We prove the need to apply the subject approach, to make creative educational environment and to implement networking educational programmes in post-graduate teachers' training.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Обзор статьиСовременная социокультурная ситуация обусловливает появление и развитие инновационной школы, которая сама является субъектом изменений в жизни общества. Школа в широком смысле слова становится создателем педагогической культуры – особого рода деятельности и среды, направленных на воспитание и обучение человека. Современная педагогическая культура по своему характеру является инновационной, т.е. активно откликается на все новое. Это связано с высоким темпом изменений в жизни человечества, когда опыт предыдущих поколений уже не столь актуален в решении принципиально новых задач.
Инновационное образование. Понятие «инновация» обычно трактуется как нововведение. В научной литературе категория «инновация» определяется как «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое» [5. С. 103].
Изменения в образовании необходимы прежде всего для того, чтобы преодолеть существующий в современном мире так называемый «человеческий разрыв». Его суть состоит в возрастающей сложности проблем, стоящих перед человечеством, и неспособности человека овладеть решением этих проблем.
Такая ситуация обусловлена тем, что существующий в мире подход к образованию не отвечает потребностям нынешнего этапа жизни человечества. Сложившуюся к настоящему времени в мире систему образования многие исследователи называют «поддерживающим обучением». Оно основано на фиксированных точках зрения, правилах, методах, нацеленных на то, чтобы иметь дело с уже известными и повторяющимися ситуациями. Однако «поддерживающее обучение» не позволит решать наиболее значимые проблемы современности.
В последние десятилетия в мировом сообществе появилась и иная тенденция, связанная с переходом на «инновационное образование». Этому типу образования присущи две характерные особенности. Первая из них – развитие предвидения, которое противопоставляется адаптации как пассивному приспособлению. Предвидение ориентирует человека на сознательный, заранее осмысленный выбор долговременных альтернатив его будущего. Второй особенностью инновационного образования является участие, которое предполагает вовлеченность отдельных людей и целых сообществ в процессы принятия важных решений. Воспитание принципов предвидения и участия должно составлять основу инновационного образования. |
|
Список использованной литературы1. Косов Ю.В. Тенденции развития образования в современном мире // Проблемы образования в современной социокультурной ситуации / под ред. С.В. Тарасова. СПб.: Крисмас+, 1996. 2. Сластенин В.А., Ануфриева Д.Ю. Саморазвитие личности учителя // Магистр. 1997. № 6. 3. Слободчиков В.И. Методология экспертизы инновационных образовательных проектов // Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования / под ред. Т.М. Ковалевой. М., 2004. 4. Тарасов С.В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методи-ческое обеспечение образовательного процесса. СПб., 1998. 5. Управление развитием школы / под ред. М.М. Поташника, B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. |