ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Направления повышения эффективности бюджетного финансирования инноваций в регионах
Ways to Increase Efficiency of Budgetary Financing of Innovations in Regions
И.А. Жужгина С.М. Дли А.Г. Купреева |
|
Irina Zhuzhgina Svetlana Dli Alexander Kupreeva |
|
tatjank@yandex.ru tatjank@yandex.ru tatjank@yandex.ru |
|
заместитель заведующего кафедрой менеджмента и информационных технологий в экономике филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске, кандидат экономических наук, доцент инженер филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске инженер филиала ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «МЭИ» в г. Смоленске |
|
Deputy Head of the Department of Management and Information Technology in Economy of Scientific Research Institute “MEI”, PhD in Economics, associate professor engineer of the branch of Scientific Research Institute “MEI” engineer of Smolensk Branch of Scientific Research Institute “MEI” |
|
г. Смоленск г. Смоленск г. Смоленск |
|
Smolensk Smolensk Smolensk |
|
Определены проблемы бюджетного финансирования инноваций. Выявлены специфические особенности региональных инновационных процессов с точки зрения эффективности прямого и косвенного финансирования инноваций из средств бюджетов различного уровня.
|
|
Problems of budgetary financing of innovations are identified. Specific features of regional innovation processes in terms of direct and indirect financing of innovations from the budgets of different levels are revealed.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Обзор статьиВ последние годы в Российской Федерации реализуется ряд федеральных целевых программ, направленных на повышение эффективности отечественной экономики, предусматривающих существенное бюджетное финансирование. Указанные программы носят как отраслевой, так и региональный характер и обычно предполагают широкое использование инноваций различных типов. Учитывая федеративное устройство РФ, а также сложившуюся систему государственного управления научно-исследовательской сферой, особую роль в решении указанной задачи играют региональные инновационные системы. В условиях недостатка у организаций собственных ресурсов, необходимых для реализации различных этапов инновационного процесса, возрастает значение бюджетной системы РФ как инструмента управления инновациями на различных уровнях. В настоящее время затраты федерального бюджета, прямо или косвенно связанные с инновациями, имеют тенденции к росту. Так, затраты на фундаментальные исследования выросли с 58,2 млн. руб. в 2008 году до 187,3 млн. руб. в 2012 году, на прикладные научные исследования и разработки – с 1566 млн. руб. до 2749 млн. руб. [1; 4]. В то же время, несмотря на определенный рост затрат федерального бюджета на организацию инновационной деятельности, проблема отставания отечественной экономики по уровню использования инновационных технологий от индустриально развитых стран создает реальную угрозу утраты конкурентоспособности на отечественном и зарубежном рынках.
Анализ практики государственного управления инновационной деятельностью, проведенный авторами, показывает, что существующая система государственного финансирования инновационной деятельности не учитывает специфические особенности инновационного потенциала субъектов РФ, а также региональных инновационных инфраструктур [1]. Это приводит к существенной диспропорции в финансировании федеральных национально-исследовательских центров по отношению к финансированию региональных составляющих инновационной системы и, как следствие, к недостаточной эффективности процедур коммерциализации инновационных решений.
Анализ существующих региональных инновационных систем показывает, что, несмотря на недостаточное внимание к их развитию со стороны федеральных органов власти, многие из них имеют существенный потенциал для своего развития. Известны примеры успешного функционирования таких элементов региональных инновационных инфраструктур, как технопарки, центры коллективного пользования инновационным оборудованием, центры трансферта технологий, бизнес-инку-баторы, информационно-консультацион-ные центры и т.д. Например, в России существует более 20 успешно функционирующих технопарков: «Зеленоград» (Москва), «RusLandGroup» (Воронеж), «Ингрия» (Санкт-Петербург) и др.[2; 3].
|
|
Список использованной литературы1. Дли М.И., Какатунова Т.В. О перспективах создания технопарковых структур сетевого типа // Инновации. 2008. № 2. С. 118–120. 2. Дли М.И., Какатунова Т.В. Обеспечение эффективного взаимодействия элементов инновационной среды региона // Интеграл. 2008. № 2. С. 92–93. 3. Каверзин И.Л. Направления инновационного развития региона // Современная конкуренция. 2011. № 4(28). 4. Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. URL: http://www.minfin.ru |