ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Методологические основы формирования стратегии интеграции и диверсификации в региональной системе оказания профессиональных образовательных услуг
Methodological Basis of Developing Integration and Diversification Strategy in Regional System of Professional Educational Services
Г.И. Лукин В.А. Никитин |
|
Gennady Lukin Victor Nikitin |
|
laborator@rambler.ru laborator@rambler.ru |
|
доктор экономических наук, профессор, член-кор-респондент РАО директор Санкт-Петербургского морского технического колледжа, Заслуженный учитель России, доктор экономических наук |
|
Doctor of Economics, professor, Corresponding Member of Russian Academy of Sciences director of St. Petersburg Naval Technical College, Honored Teacher of Russia, Doctor of Economics, |
|
г. Санкт-Петербург г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg St. Petersburg |
|
Рассматриваются вопросы развития территориально-отраслевых систем оказания образовательных услуг. Предлагаются меры по формированию стратегии интеграции и диверсификации региональных образовательных услуг.
|
|
We consider issues of developing territorial-industrial systems of educational services. We suggest measures to form an integration and diversification strategy of regional educational services.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Обзор статьиТерриториально-отраслевую систему оказания профессиональных образовательных услуг можно рассматривать как совокупность всех типов образовательных и обучающих структур, осуществляющих в регионе подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и служащих, независимо от организационно-правовой формы их собственности и отраслевой принадлежности.
Таким образом, территориально-отраслевая система оказания профессиональных образовательных услуг представляет собой сеть образовательных и обучающих организационных структур различных типов, уровней, ведомственного подчинения и форм собственности, функционирование которой осуществляется на основе интеграции и диверсификации и направлено на повышение конкурентоспособности этих структур, качества подготовки кадров и получение синергетического эффекта.
Формирование стратегии интеграции и диверсификации в территориально-отраслевой системе оказания профессиональных образовательных услуг отражает целый ряд закономерностей развития современной глобализированной экономики, таких как:
возрастание роли знания и развития человеческого капитала в условиях информатизации производства и сферы услуг, превращение качества товаров и услуг в главный аргумент в конкуренции на национальном и мировом рынках товаров и услуг;
переход к управлению на основе сетевого взаимодействия;
диверсификация экономико-право-вых форм организации образования;
наличие ограниченности ресурсов и стремление за счет их объединения (интеграции) повысить эффективность и качество результатов деятельности.
К числу важнейших современных экономических закономерностей, свойственных различным странам, относится процесс интенсивного возрастания интеллектуальной собственности в реальном секторе экономики и социальной сфере. Проявляется этот процесс двояко: с одной стороны, возрастает роль таких отраслей социальной сферы, как образование и наука, что создает предпосылки для постоянного обновления производства и учебного процесса для роста конкурентоспособности отечественного образования и национальной экономики на мировых рынках товаров и услуг. С другой стороны, происходит интеграция образования с вузовской, отраслевой и академической наукой. При этом усиливается значение интеллектуальной деятельности, интеллектуального продукта и его оформления в качестве интеллектуальной собственности, усиливаются инновационные процессы не только в материальном производстве, но и в сфере образования. Вузовская наука в интеграции разноуровневых учебных заведений осуществляет интеллектуализацию кадрового потенциала в нижестоящих заведениях образовательной системы и передачу научных методов ведения учебного процесса.
|
|
Список использованной литературы1. Емельянова М.А. Интеграционные процессы в социально-педагогическом образовании. М.: Спутник+, 2004. 2. Заборовская О. Социально-эконо-мические аспекты управления развитием образования в России // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 1. С. 57–62. 3. Интеграционные процессы в образовании: новые горизонты / под. ред. Р.Н. Авербуха, Н.П. Литвиновой, Т.В. Мухлаевой. Гатчина: Изд-во ЛОИЭФ, 2004. 4. Смирнов И.А., Ткаченко Е.В. Социальное партнерство: что ждет работодатель. Итоги пилотного социологического исследования. М., 2004. |