ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Совершенствование основных направлений международного таможенного сотрудничества

Improvement of main directions of international customs cooperation



И.А. Гокинаева
А.В. Агапова
I.A. Gokinaeva
A.V. Agapova
gokinaeva_irina@mail.ru
av_agapova@rambler.ru
доцент факультета технологического менеджмента и инноваций ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО), кандидат экономических наук
доцент факультета технологического менеджмента и инноваций ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (Университет ИТМО), кандидат экономических наук
senior lecturer, the Faculty of Technological Management and Innovation, St. Petersburg ITMO University, PhD in Economics
senior lecturer, the Faculty of Technological Management and Innovation, St. Petersburg ITMO University, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • международное таможенное сотрудничество
  • показатель эффективности деятельности
  • Федеральная таможенная служба
  • ценка деятельности
  • Keywords:

  • international customs cooperation
  • performance ratio
  • Federal customs service
  • performance assessment
  • В статье рассматривается международное таможенное сотрудничество, основной задачей которого является унификация и сближение национального законодательства государств в области таможенного дела, таможенных норм и процедур, направленных на облегчение международной торговли, а также на эффективное международное таможенное сотрудничество по различным вопросам. Международное таможенное сотрудничество всегда было и остаётся составной частью торгово-экономических отношений государств.
    Авторами предложены показатели эффективности деятельности в области международного таможенного сотрудничества.

    We consider international customs cooperation aimed at the unification and approximation of the national legislations in the field of customs, customs regulations and procedures to facilitate international trade and develop effective international customs cooperation in a whole range of issues. International customs cooperation has always been an integral part of trade and economic relationship between countries. We introduce a performance ratio in the field of international customs cooperation.

    Обзор статьи

    Международное таможенное сотрудничество является одним из важнейших аспектов развития экономики государств. Эффективная экономическая интеграция между государствами способствует упрощению перемещения товаров, лиц и капиталов. Все страны мира заинтересованы в развитии мировой торговли, расширении круга торговых партнеров, создании благоприятных условий для перемещения товаров. Все это невозможно без активной интеграции стран в мировую экономику, а также развития международного сотрудничества в целом.
    Уникальное географическое положение России и транспортная инфраструктура нашей страны способны обеспечить развитие внешнеторговых перевозок товаров по транспортным коридорам, связывающим страны Азии и Европы.
    Деятельность таможенных органов (далее – ТО) Российской Федерации (далее – РФ) в сфере охраны экономической безопасности государства, выявления и пресечения контрабанды, борьбы с таможенными правонарушениями и преступлениями также определяет значимость международного таможенного сотрудничества.
    Федеральная таможенная служба (далее – ФТС) России ведет непрерывную работу по взаимодействию с таможенными службами других стран в рамках интеграционных объединений и международных проектов как многосторонних, так и двусторонних. Основными направлениями сотрудничества ФТС России является развитие сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС) и других объединений и международных организаций.
    ФТС России является координатором совместных действий таможенных служб государств СНГ в рамках Всемирной таможенной организации и локомотивом в интеграционных процессах в рамках ЕАЭС. Основными направлениями международного таможенного сотрудничества ФТС России являются усиление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, ШОС и БРИКС; развитие международного информационного обмена и сотрудничество в правоохранительной области. ФТС России успешно сотрудничает с таможенными службами стран СНГ, Социалистической Республики Вьетнам, Республики Египет, Республики Индия, Иордании, Исламской Республики Иран, Сирийской Арабской Республики, Республики Эстония и Японии. Несмотря на возникшую в последние годы политическую и экономическую напряженность в мире, ФТС России расширяет географию международного таможенного сотрудничества, поскольку в условиях глобализации от правильности решений и своевременного построения международных отношений в сфере таможенного дела зависят торговые отношения всех стран мира [4].
    Деятельность всех государственных органов, финансирование которых производится из средств Федерального бюджета, требует оценки эффективности деятельности.
    Эффективность деятельности ТО определятся как степень достижения поставленных перед ТО целей или степень приближения к ним, характеризуемая количественным соотношением затраченных ресурсов и достигнутых полезных результатов их функционирования.
    Важным элементом эффективности деятельности ФТС России является оценка деятельности Управления таможенного сотрудничества (далее – УТС) ФТС России. На данный момент показателей эффективности деятельности (далее – ПЭД) ТО в области международного таможенного сотрудничества не существует.
    С 2017 г. в ТО РФ контрольные и аналитические показатели эффективности деятельности были отменены и преобразованы в новую систему показателей, которая состоит из ПЭД, показателей результативности деятельности (далее – ПРД) и индикативных показателей (далее – ИП).
    ПЭД предназначены для комплексной оценки эффективности деятельности ТО. ПРД предназначены для анализа результатов работы ТО по отдельным направлениям деятельности, а ИП предназначены для комплексной оценки достижения заявленных целей [3].

    Список использованной литературы

    1. Приказ Федеральной таможенной службы от 27.06.2017 г. № 1065 «О решении коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года «О Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году» // Федеральная таможенная служба: [сайт]. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7995&Itemid=1845 (дата обращения: 07.09.2018).
    3. Кеменова А.А., Кнышов А.В. Анализ изменений показателей эффективности деятельности таможенных органов РФ, произошедших за 2016-2017 гг. // Электронное издание «Научный журнал NovaUm.ru». 2017. № 10. URL: http://novaum.ru/public/p426 (дата обращения: 12.09.2018).
    4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://customs.ru (дата обращения: 15.09.2018).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2