ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Теоретические подходы к определению сущности и природы современных бизнес-процессов

Theoretical approaches to defining the scope and nature of modern business processes



Г.А. Карпова
М.М. Илий
G.A Karpova
M.M. Iliy
karpova.g@unecon.ru
karpova.g@unecon.ru
зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
генеральный директор Акционерного общества «Центр восстановительной медицины и реабилитации «Сибирь»
Head of the Department of Economics and Management in Service, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
Director General, AO The Center for Restorative Medicine and Rehabilitation "Sibir", Tyumen'
г. Санкт-Петербург
г. Тюмень
St. Petersburg
Tyumen'

Ключевые слова:

  • управление бизнес-процессами
  • ключевые атрибуты бизнес-процесса
  • системы управления
  • жизненный цикл бизнес-процесса
  • системный подход к управлению
  • Keywords:

  • business process management
  • key attributes of business process
  • management system
  • life cycle of business process
  • systems approach to the management
  • В статье рассмотрены теоретические подходы к определению сущности и природы такого важного элемента современного рынка, как бизнес-процессы в организации с учетом исследования научных трудов отечественных и зарубежных ученых в области управления. Отдельное внимание уделяется вопросам характеристики и оценки основных атрибутов бизнес-процессов, к числу которых авторы статьи относят сложность, склонность к модульности и декомпозиции, уровень связи и ряд других.

    The article examines theoretical approaches to defining the scope and the nature of so significant an element of the modern market as business processes within an enterprise in view of the study of academic literature of domestic and foreign scientists in the field of management. Special attention is given to specific features of and the assessment of key attributes of business processes whereto the authors include complexity, tend to modularity and decomposition, the level of bond and others.

    Обзор статьи

    Дефиниция «процесс» активно используется в различных отраслях знаний и в соответствии с направленностью той или иной науки приобретает определенный смысловой оттенок. С точки зрения характеристики систем можно говорить о таких видах процессов, как технологический процесс, технический, химический, физический (технические системы), фотохимический, процесс адаптации организма к природным и климатическим условиям, биологический процесс, инкубационный (биологические системы), исторический, процесс формирования личности и общества, избирательный процесс, экономический (социальные системы).
    Относительно недавно к общей совокупности перечисленного выше в научной литературе и практической деятельности добавился термин «бизнес-процесс», история появления которого связана с научными изысканиями такого автора, как М. Портер, который еще в 80-х годах прошлого века указывал на то, что создание добавочной стоимости представляет собой процесс проектирования, создания, доставки и послепродажного сервиса выпускаемого продукта или оказываемой услуги. Это, в свою очередь, указывает на то, что эффективность самого процесса будет зависеть от степени выполнения определенных вышеперечисленных стадий [6].
    Большой вклад в развитие теории бизнес-процессов внесли такие зарубежные авторы, как М. Хаммер и T. Давенпорт. Оба этих автора опирались в своих научных исследованиях на наследие М. Портера и развивали его идеи относительно важности бизнес-процессов для стратегического развития организации, принимая во внимание тот факт, что каждый конкретный субъект рынка должен формировать свою собственную систему приоритетов в реализации бизнес-процессов, направив на нее максимальное количество располагаемых ресурсов для обеспечения комплексной эффективности ведения коммерческой деятельности.
    Вместе взгляды этих двух ученых несмотря на общность методологических подходов отличались. Если Т. Давенпорт был сторонником использования традиционных методик и инструментов управления с целью воздействия на бизнес-процессы прежде всего внутри организации, то М. Хаммер придерживался той точки зрения, что организация сама должна формировать ключевые бизнес-процессы и быть инициатором их изменений независимо от вида и состояния бизнес-среды, при этом применяя современные технологии и новые управленческие подходы, возможность использования которых была обусловлена резким подъемом уровня информатизации ведения бизнеса в 90-х года прошлого века [9]. На основе научных воззрений М. Хаммера возникла новая управленческая концепция – реинжиниринг (в англоязычной литературе: BPR – Business Process Reengineering), который предполагает проведение радикальных изменений в организации бизнес-процессов с точки зрения внедрения новых технологий управления [11].

    Список использованной литературы

    1. Данилов А.В., Казаков В.А., Тельнов Ю.Ф. Сервисно-ориентированная архитектура динамической интеллектуальной системы управления бизнес-процессами // Открытое образование. 2010. № 6. С. 78–84.
    2. Карлик А.Е., Платонов В.В. Исследование инновационного развития предприятий: проблемы и тенденции // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: сб. статей. в 2-х ч. 2016. С. 59–63.
    3. Киселев С.Н. Обзор российских систем управления бизнес-процессами // Диалоги о науке. 2011. № 2. С. 19–22.
    4. Перехрист К.А. Направления развития бизнес-моделей в предпринимательской деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 7-3 (51). С. 64–68.
    5. Путькина Л.В. Особенности применения бизнес-моделей в сфере услуг // Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 10. С. 11.
    6. Carnaghan C. Business process modeling approaches in the context of process level audit risk assesment: An analysis and comparison // International Journal of Accounting Information Systems, 2005.
    7. Chekland P. Development of systems. Thinking for the 1990s. 1985. 604 p.
    8. Green S., Beeson I., Sa J. Special issue on modelling organizational processes // Information and Software Technology. 2003. № 45(15). Р. 1011–1013.
    9. Jackson M.C. Systems approaches to management. L.: Springer, 2000. 465 p.
    10. Lyndsay A. Business processes – attempts to find a definition // Information and Software Technology. 2003. 45. Р. 1015–1019.
    11. Ould M.A. Business Process: Modelling and Analysis for Re-engineering and Improvement. Chichester, England: John Wiley & Sons Ltd. 1995. 365 р.
    12. Soliman F. Optimum level of process mapping and least cost business process reengineering // International Journal of Operations & Production Management. 1998. Vol. 18. Iss 9/10. Р. 810–816.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2