ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Целеполагание в системе управления формированием и развитием инновационной среды на основе институционального подхода

Goal setting in system of managing formation and development of innovation environment based on institutional approach



Э.Н. Кроливецкий
А.М. Мельниченко
E.N. Krolivetsky
A.M. Melnichenko
getman-greta@mail.ru
haneviech_a@mail.ru
профессор кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», доктор экономических наук
декан факультета дополнительного профессионального образования ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кандидат экономических наук
Professor, the Department of Management of Economic and Social Processes in Cinema and Television Industry, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television, Doctor of Economics, Professor
dean, the Faculty of Further Professional Education, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • инновационная среда
  • система управления
  • иерархия системы
  • федеральный уровень иерархии
  • региональный уровень иерархии
  • иерархический уровень организаций
  • Keywords:

  • innovation environment
  • management system
  • system hierarchy
  • federal level of hierarchy
  • regional level of hierarchy
  • hierarchical level of organizations
  • Актуальность темы статьи определяется тем, что применение методологии системного подхода к построению системы управления таким сложным и иерархически распределенным объектом, как инновационная среда, предполагает последовательное решение ряда задач, исходя из структурной и содержательной специфики объекта. Базовой из таких задач является целеполагание. Решение данной задачи обусловливает особенности функциональной, элементной и организационной структуризации системы управления формированием и развитием инновационной среды. При построении комплекса целей такой системы в условиях Российской Федерации необходимо учитывать как их общую стратегическую направленность, так и особенности целевой ориентации федерального и регионального уровней иерархии, а также уровня организаций. В статье представлены результаты разработок в области построения непротиворечивой иерархической совокупности целей системы управления инновационной средой составляют содержание статьи.

    The relevance of the research is dictated by the fact that applying system approach to the construction of control system for such a complex and hierarchically distributed object as innovation environment implies a successive solution of a range of tasks based on structural and content characteristics of the object. Goal setting is seen as basic among the tasks in question; its solution determines the features of functional, element and organizational structure of the system of control over the formation and development of the innovation environment. When designing a set of goals of such system in the Russian Federation, one should take into account both their general strategic orientation and the characteristics of the target orientation of federal and regional hierarchy levels as well as the level of organizations. We introduce the results of creating a consistent hierarchical collection of goals of the system of managing innovation environment.

    Обзор статьи

    Решение комплекса институциональных задач следует рассматривать как принципиальную основу управления организационным развитием инновационной среды в условиях, которые обеспечат отражение иерархического характера объекта управления при регулировании состояний организационной макро, мезо и микросреды.
    Методологическое решение задачи целеполагания для системы управления формированием и развитием инновационной среды должно основываться на теоретических положениях о существовании у структурно сложной системы (объекта или процесса) целевой структуры, основанной на вертикальном распределении, выявление, корректировка и нормативное установление которой является условием создания комплекса условий достижения критериальных параметров эффективности функционирования объекта [6].
    Целеполагание как первичная фаза управления состоит в обеспечении условий непротиворечивости процессов регулирования состояния объекта на основе отражения его общей стратегической направленности и содержательной специфики решаемых в ходе его функционирования задач, что доказано в работе [7].
    При анализе и синтезе системы управления формированием и развитием инновационной среды проблема целеполагания может быть сформулирована как формирование совокупности взаимосвязанных параметрических характеристик, позволяющих оценить, в первую очередь, результативность принимаемых стратегических решений в области социально-экономического развития субъекта. При этом ключевая роль должна отводиться тем из них, определяющим фактором уровня характеристик которых является степень эффективности инновационной деятельности и которые являются критериями принятия и реализации стратегических управленческих решений [4].
    В то же время данная совокупность должна обладать иерархической структурностью, характерной для объекта управления, что требует отдельного подхода к определению критериальных параметров для таких комплексных объектов, как макросреда, мезосреда и внутренняя среда субъекта хозяйствования [5], а также для институциональной и организационной среды на каждом уровне.
    Формирование комплекса критериальных стратегических показателей формирования и развития инновационной макросреды и ответственность за их достижение необходимо отнести к прерогативе органов федеральной государственной власти, что предполагает тесное взаимодействие представительной и исполнительной ветвей. Такое положение обусловлено тем, что только согласованные действия названных субъектов способны создать необходимую институциональную инновационную макросреду в виде законодательной базы и правительственных решений, регулирующих деятельность в области создания и прикладного использования научно-технических достижений. Помимо этого следует отметить, что формирование ключевых элементов организационной инновационной макросреды, ориентированных на реализацию ранних стадий и этапов инновационного процесса в современных российских условиях объективно предполагает масштабное применение федеральных материальных, финансовых и административных ресурсов.

    Список использованной литературы

    1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013–2020 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 301). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Указ Президента России от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.08.2018).
    4. Кроливецкий Э.Н., Мельниченко А.М. Управление развитием инновационной среды // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2018. № 1. С. 133–136.
    5. Мельниченко А.М. Управление формированием и развитием инновационной среды: теория, методология и механизм моделирования: монография. СПб.: Арт-Экспресс, 2018.
    6. Мельниченко А.М. Методологическое обеспечение управления институциональной инновационной средой организации // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2017. № 3. С. 64–68.
    7. Олейников Д.П., Бутенко Л.Н. Методология системного синтеза методов принятия решений. Целеполагание // Актуальные вопросы технических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). Пермь: Зебра, 2015. С. 29–33.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2