ISSN 1995-1248
The DOI system

Девиантное поведение человека как правовая и социально-психологическая проблема современного общества

Deviant behaviour as a present-day society legal and socio-psychological issue



О.В. Батова
Е.А. Коломыцева
С.А. Москаленко
O.V. Batova
E.A. Kolomytseva
S.A. Moskalenko
batova-7878@mail.ru
qwerty22dj8@yandex.ru
qwerty22dj8@yandex.ru
доцент кафедры мировой экономики и права ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», кандидат юридических наук, доцент
преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина
преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук
Senior lecturer, the Department of World Economy and Law, ITMO University, PhD in Law, Associate Professor
Lecturer, the Department of Administrative Law Disciplines, Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of Internal Affairs, PhD in Law
Lecturer, the Chair of Internal Affairs Department Administrative Activities, PhD in Law
г. Санкт-Петербург
г. Белгород
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg
Belgorod
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • девиация
  • девиантное поведение
  • социум
  • общество
  • общественные отношения
  • индивид
  • личность
  • Keywords:

  • deviation
  • deviant behavior
  • society
  • social relations
  • individual
  • personality
  • Статья посвящена одной из важнейших проблем современности – девиантному поведению индивида. Рассмотрены основные теории коррекции девиантного поведения, предложены пути решения проблемы с учетом социологических и правовых особенностей личности. Поведение человека детерминировано правовыми и общественными нормами. Для установления границ норм поведения важнейшими, по мнению авторов, являются социальные критерии нормы, так как именно они служат главенствующими регуляторами поведения человека в обществе. Сама же норма поведения является понятием междисциплинарным, что вносит дополнительные трудности определения данного термина, поскольку в каждой области знаний (право, социальная психология, социальная педагогика и др.) выработаны собственные понятия о норме, нередко противоречащие друг другу. Авторами предложены самостоятельные и при этом универсальные понятия как девиантного поведения, так и нормы поведения, в частности.

    The article is devoted to one of the biggest challenges of our time – the deviant behavior of the individual. The study focuses on the basic theories of deviant behavior related corrective measures and suggests how the challenges aforesaid should be addressed given sociological and legal specifics of a human personality. Human behaviour is determined by legal and social norms. According to the authors in order to establish limits and bounds of Standards of Conduct one should refer to social criteria of the norm, which are considered to be the most essential ones since they are paramount regulators of social conduct. The behavioral norm itself is actually an interdisciplinary concept and thus makes it challenging to introduce an exact definition of this term since in each field of knowledge (for example, in social pedagogy, social psychology, law) there exist their own ideas of the norm, often contradictory ones. The authors propose independent and at thereby universal concepts of both deviant behavior and norms of behavior in particular.

    Обзор статьи

    Нынешние реалии современного общества позволяют аргументированно считать, что ситуация вокруг каждого индивида относительно его психо-физического состояния, нравственного и духовного воспитания, уровня образования, а также его законопослушного поведения отчасти зависит от ряда комплексных норм и мер, заданных на государственном уровне и определяющих границы «дозволенного», «нормального» и «естественного». Однако в то же время нельзя всецело вменять полную ответственность за развитие личности и гражданина только государственным институтам. Безусловно, весомую роль, в этом направлении играет институт семьи и в целом – институт общественных отношений. При этом стоит обращать внимание и на субъективные особенности лица – в процессе его формирования и в дальнейшем, при регулярном контактировании с теми или иными социально-важными факторами развития человека.
    Понятие «норма» во многом определяется характером властных отношений в государстве и обществе, при этом с давних времен независимо от географии расселения людей, их конфессиональной принадлежности, национального и расового различия есть определенные черты и грани, за которые заходить нельзя ввиду страха наказания и порицания. К таким граням относятся общепринятые права и свободы человека (право на жизнь, право на свободу передвижения, право на защиту чести и достоинства и т.д.). Но стоит вспомнить этапы развития многих цивилизаций, где все эти нормы были несколько «размыто» представлены и не в полном объеме для части населения. Главенствующим фактором неравноправия распределения прав и свобод являлось имущественное и должностное положение лиц, а также определенный государством и обществом статус личности как таковой [5].
    Поведение людей во многом зависело от общего уровня развития, культуры общения, образованности и иных критериев. Развитие – процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [3]. Однако любое общество независимо от временных фармаций предлагает устоявшуюся линию поведения, приемлемую именно для этого типа общества, и уже здесь можно смело предавать анализу нормальный тип поведения и тот, что отклоняется от этой нормы, то есть, девиантный.
    В обычных, не кризисных условиях совместного проживания в социуме люди знают, чего ожидать от других и чего ждут от них. В периоды же отдельно взятых кризисов или радикальных настроений в обществе обычные нормы жизненного опыта перестают соответствовать былым идеалам, которые были воплощены в социальных нормах прежде. В массах доминируют упаднические настроения, повышается уровень депрессивности и суициадальности, что в дальнейшем и формирует обще-девиантное поведение.
    Под девиантным поведением, по мнению В.Д. Менделевича [4], следует понимать определенную систематичную линию поступков, которые по своей природе противоречат общепринятым в социуме нормам и правилам и проявляются в несбалансированном виде психических процессов, отсутствии адаптивности, уклонении от внутреннего нравственного самоконтроля и контроля за проявлением антиэстетических действий.
    Стоит обратить внимание и на фактор психологического состояния личности в момент проявления девиантного поступка, который при регулярном повторении становится уже нормой поведения для лица. Здесь девиантное поведение необходимо рассматривать как определенный способ изменения общепринятых норм с помощью наглядно-выраженного и субъективно-оценочного отношения к данным нормам, при этом, зачастую, с негативно эмоциональной характеристикой. Под таким поведением принято понимать асоциальное поведение субъекта, который самолично отклоняется от правил и ограничений общества, путем как яркого и демонстрационного поведения, через агрессивный настрой, так и скрытного, пассивного, с выраженной отчужденностью от общественной жизни.
    Также девиантное поведение можно рассматривать как относительно устойчивый тип поведения личности, отклоняющейся от важнейших социальных норм, при этом причиняющей ущерб как обществу, так и самой себе.

    Список использованной литературы

    1. Беженцев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М.: Флинта, НОУ ВПО «МПСИ», 2012.
    2. Дронова Е.Н. Общественный контроль индивидуальной профилактической работы на базе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11.
    3. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. М., 2002. С. 249.
    4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2000. 634 с.
    5. Шурыгина И.И. Девиантное поведение: методология и методика исследования. М.: РЕГЛАНТ, 2004. 289 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2