ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Социальные аспекты управления профилактикой девиантного поведения современных подростков

Social aspects of managing deviant behaviour prevention among modern teenagers



К.А. Евдокимова
K.A. Evdokimova
evdokimovak28@mail.ru
помощник начальника отдела социально-воспитательной работы, Государственный институт экономики, финансов, права и технологии
assistant director, the Department of Social and Educational Work, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • подросток
  • профилактика
  • девиантное поведение
  • консультирование
  • стратегия
  • группа риска
  • правонарушения
  • правовая компетенция
  • индивидуальный и дифференцированный подход к несовершеннолетним
  • стратегия здоровых школ
  • Keywords:

  • teenager
  • prevention
  • deviant behavior
  • consulting
  • strategy
  • risk group
  • wrongdoing
  • legal competence
  • individual and differentiated approach to teens
  • healthy schools strategy
  • В статье раскрыта сущность основных социальных аспектов управления профилактикой девиантного поведения современных подростков; выявлены приоритетные направления предупреждения их асоциального поведения. Также сформулированы актуальные подходы (стратегии) и направления профилактики девиантного поведения в подростковой среде. Сделаны выводы о роли комплекса стратегий профилактических мероприятий в формировании социально приемлемой модели поведения в современном обществе.

    The article describes the essence of basic social aspects dealing with the deviant behavior management process in modern teenagers setting with priority areas of preventing asocial behaviour in the youth community being revealed. In addition relevant approaches (strategies) and trends of preventing deviant behaviour among the youth are defined.
    The conclusions are reached with regard to the role of a set of strategies of preventive maintenance in creating a socially acceptable model of behaviour in the modern society.

    Обзор статьи

    Подростковая девиация характеризуется постоянством и отрицательным динамизмом правонарушений [2]. Детерминантами в происхождении девиантного поведения выступают дефекты правового и нравственного воспитания подростков, их пагубные ценностные ориентиры, отрицательное влияние семьи и ближнего окружения, возрастные проблемы процесса формирования личности, а в некоторых особых случаях – и биологическо-генетические особенности индивида [4; 10].
    Проблема девиантного поведения подростков привлекает все большее внимание общественности. В сложившейся ситуации приоритетным направлением борьбы с асоциальным поведением является разработка профилактических мероприятий, направленных не на преодоление последствий девиантного поведения, а на раннее выявление детей «группы риска» и предотвращение формирования у них девиаций. Избежать воздействия на несовершеннолетних отдельных асоциальных факторов, несущих угрозу несформировавшейся личности подростка, невозможно, так как эти факторы являются неотъемлемой частью современного общества, поэтому профилактические меры должны ориентироваться на всех подростков независимо от их возраста и принадлежности к социальной группе.
    Выбор социальных технологий профилактики девиантного поведения подростков должен основываться на учете особенностей и тенденций распространения девиантного поведения, его детерминирующих факторов и механизмов влияния [2; 5; 7]. В государственной политике и моделировании превентивной работы на микроуровне, по нашему мнению, можно выделить следующие подходы (стратегии) и направления профилактики девиантного поведения в подростковой среде.
    Организационно-управленческая стратегия предполагает создание многоуровневой профилактики (региональная, районная, локальная) с единым Центром, координирующим деятельность учреждений и организаций, в полномочия которых входит осуществление мероприятий по профилактике девиантного поведения. Также Центры будут осуществлять контроль за информацией, находящейся в свободном пользовании, ограничивать доступ к средствам аутоагрессии, факторам и группам риска, оказывать кризисное консультирование через телефоны доверия, службы медико-психологической помощи, специализированные центры и кабинеты. Помимо этого, для организации полноценной профилактической работы Центры будут обеспечивать финансовыми и кадровыми ресурсами социальные институты и учреждения, осуществляющие профилактику девиантного поведения подростков. Для контролирования эффективности воздействия профилактических мероприятий необходимо создать и внедрить комплексную оценку уровня противодействия социальным отклонениям в подростковой среде. Для этого на базе Центра следует организовать аналитический отдел, который будет осуществлять систематический мониторинг и обрабатывать данные по территориальным образованиям: городу, району, школе. Для более эффективного мониторинга социальных отклонений в поведении подростков нужно определить основные критерии, которые будут формироваться из зарегистрированных статистических данных и отображать динамику наиболее деструктивных форм асоциального поведения подростков за конкретный период. Каждый такой блок данных способен отражать перспективные направления преодоления девиантного поведения. Также на основании этих результатов Центры будут разрабатывать программы по преодолению подростковой аддикции путем создания широкой социальной системы, включающей не только борьбу с подростковыми зависимостями, но и лечебно-профилактическую помощь. Такой комплекс мероприятий будет адаптироваться к условиям каждой конкретной территориальной единицы на принципах социального партнерства государственных органов, социальных институтов, общественных организаций, а также специализированных объединений и структур профилактических служб.
    Курирование деятельности таких Центров должен осуществлять специалист в области социальной работы местного самоуправления при активном взаимодействии со специалистами учреждений здравоохранения, культуры, образования, общественных организаций, правоохранительных органов и средств массовой информации.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru
    2. Афанасьев B.C. Девиантное поведение несовершеннолетних: социологическая характеристика состояния и механизмы детерминации // Актуальные проблемы социологии девиантного поведения. М., 2017.С. 90.
    3. Василькова Ю.В., Василькова М.А. Социальная педагогика. М., 2015.
    4. Гилинский Я.И., Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. СПб., 2013.
    5. Собкин В., Кузнецова Н. Динамика девиантного поведения подростков // Основы безопасности жизни. Научно-методический журнал. 2013. № 10.
    6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2016.
    7. Сукало A.A. Педагогика профилактики социальных отклонений в сфере подростково-молодежного досуга: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб, 2015. 42 с.
    8. Тарас А.Е. Педагогическая профилактика групповых правонарушений несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2009. 19 с.
    9. Чабанова С.С. Социальная практика реализации охранно-защитной концепции по отношению к несовершеннолетним, находящимся в конфликте с законом // Отечественный журнал социальной работы. Спец. вып. М., 2014. № 3.
    10. Шипунова Т.В. Критический анализ причинных теорий девиантности // Проблемы теоретической социологии. Межвуз. сб. Вып. 3 / отв. ред. А.О. Бороноев. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2