ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Принцип экономической заинтересованности как основа модели работы бизнес-акселераторов

PRINCIPLE OF ECONOMIC INTEREST AS BASIS FOR WORK OF BUSINESS ACCELERATORS



Т.А. Хансуварова
T.A. Khansuvarova
Khansuvarova.tatiana@gmail.com
аспирант кафедры международного бизнеса Санкт-Петербургского государственного экономического университета
post-graduate student, the Department of International Business, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • бизнес-акселераторы
  • малый бизнес
  • принцип заинтересованности
  • информационные технологии
  • инновации
  • Keywords:

  • business accelerators
  • small business
  • principle of economic interest
  • information technologies
  • innovations
  • В работе представлено теоретическое обоснование модели работы новых для российского рынка организаций – бизнес-акселераторов, приведена модифицированная сравнительная классификация организаций поддержки малого предпринимательства, имеющих схожие бизнес-модели.

    We theoretically substantiate the work of business accelerators being new organizations for the Russian market. A modified comparative classification of organizations of similar type supporting small business is offered.

    Обзор статьи

    Лавинообразный рост количества информации, генерируемой человечеством, приводит к ее инфляции, решая проблему доступа к различным источникам данных, но выводя на первый план проблему проверки информации на достоверность. Развитие информационных технологий создало возможность практически мгновенного обмена информацией между субъектами, что, в свою очередь, ускорило большинство процессов, происходящих в экономике как на локальном уровне, так и на глобальном. С одной стороны, современные способы обработки данных открыли новые возможности для специалистов в области маркетинга для анализа нужд потребителя, сократив дистанцию между производителем и конечным потребителем. С другой стороны, благодаря разработкам в области программного обеспечения в последние годы удалось автоматизировать процессы производства и продаж, зачастую исключив из них человеческий фактор. В данных условиях развитие инновационной экономики представляется невозможным без гибкой, динамичной и адаптивной системы институтов, поддерживающих создание инноваций и предпринимательскую активность в целом.
    Динамичное развитие информационной отрасли подкрепляется такими факторами, как относительно низкая фондоемкость, широкая область применения, высокая стоимость ИТ-продуктов и, как следствие, привлекательные условия труда в компаниях отрасли. Резкий рост объемов инвестиций в отрасль ИТ-технологий наблюдался в конце XX столетия. Неграмотный выбор объектов для инвестирования привел к возникновению кризису «доткомов» на рубеже веков [3]. В этот период существенное влияние на интенсивность инвестирования в информационные технологии оказывали бизнес-инкубаторы. Данный тип организаций помогал инвесторам разобраться в особенностях ИТ-рынка, на тот момент достаточно сложного для непрофильного инвестора. В результате кризиса репутация бизнес-инкубаторов была испорчена, а объемы инвестиций в ИТ-резко снизились.
    По мере восстановления рынка экономике понадобился тип организаций, которые бы помогли инвесторам минимизировать риски инвестиций в ИТ-компании и вернуть доверие рынку. В этот период появились первые бизнес-акселераторы, предложившие рынку новую бизнес-модель и новый алгоритм инвестиционного процесса. Период работы бизнес-акселератора, в отличие от бизнес-инкубатора, ограничивался короткой (несколько месяцев), но интенсивной программой, включающей в себя мероприятия по доработке продукта компании, обучение команды проекта бизнес-компетенциям и в завершение – демо-дэй (demo day, демонстрационный день) – мероприятие, призванное привлечь в проект инвестиции после его представления группе инвесторов. Бизнес-модель предполагает оказание услуг за плату в виде, как правило, доли в капитале компании. Таким образом, единственным источником дохода для бизнес-акселератора является разница между расходами, понесенными на акселерацию проектов, и доходами от продажи доли в капитале компании. Рассчитывая на экспоненциальный рост показателей венчурной компании, бизнес-акселераторы осуществляют серьезный отбор проектов и помогают им в ведении бизнеса и привлечении инвестиций.
    Вопрос классификации современных бизнес-акселераторов достаточно сложен и не изучен, зачастую сами организации используют разные названия для описания своего бизнеса. Одним из ярких современных ученых, занимающихся исследованием бизнес-акселераторов, является Сьюзан Коэн. В своих работах она анализирует эффективность работы бизнес-акселераторов в США и предлагает сравнительную классификацию подобных организаций. При этом исследователь видит ключевые различия между бизнес-акселераторами, бизнес-инкубаторами и бизнес-ангелами в длительности взаимодействия, бизнес-модели организации, особенностях отбора, стадиях развития бизнеса участников, формате обучения [2].

    Список использованной литературы

    1. Голохвастов Д.В., Покровская Н.Н., Смирнов П.Д. Системные нормативные регуляторы поведения рыночных агентов в условиях экономики знаний // Социология и Право. 2014. № 4 (26). С. 12–23.
    2. Cohen S. What Do Accelerators Do? Insights from Incubators and Angels // Innovations: Technology, Governance, Globalization. 2013. Vol. 8. Issue 3-4. Summer-Fall. C. 19–25.
    3. Darnell. Little Incubator Or Incinerator? // Bloomberg Business: [сайт]. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2000-10-22/incubator-or-incinerator (дата обращения: 21.05.2018).
    4. Pokrovskaia N.N. Global and local regulating approach for sustainable development // International Journal of Sustainable Manufacturing. 2012. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2012. P. 287–292.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2