ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Актуальные вопросы применения современных таможенных технологий при моделировании доставки внешнеторговых грузов

Relevant problems of applying modern customs technologies when modelling foreign trade cargoes



Ю.В. Малевич
И.А. Пластуняк
К.А. Аитова
Yu.V. Malevich
I.A. Plastunyak
K.A. Aitova
malevich.yu@unecon.ru
plastounjak.i@unecon.ru
ovsiannikova.ks@gmail.com
декан факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности, зав. кафедрой таможенного дела ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ
доцент кафедры таможенного дела ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
ассистент кафедры таможенного дела ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Dean, the Faculty of Business, Customs and Economic Security, Head of the Department of Customs Affairs, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor, Honorary Worker of Higher Professional Education
senior lecturer, the Department of Customs Affairs, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
assistant, the Department of Customs Affairs, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • логистические издержки
  • моделирование
  • современные таможенные технологии
  • предварительное информирование
  • время совершения таможенных операций
  • точно вовремя
  • транспортировка
  • внешнеторговые грузы
  • Keywords:

  • logistics costs
  • modelling
  • modern customs technologies
  • advance information
  • customs operations time
  • just-in-time
  • transportation
  • foreign trade cargoes
  • В сложных экономических и политических условиях все большее внимание уделяется вопросам снижения издержек на всех этапах моделирования цепи поставок внешнеторговых грузов, существенная доля которых приходится на транспортировку. Несмотря на достигнутые результаты часть вопросов по-прежнему остается за рамками исследований. В частности, недостаточно внимания уделяется возможности учета на этапе моделирования современных таможенных технологий, позволяющих существенно снизить временные издержки на поставку и, как следствие, финансовые. Вышеизложенное определяет актуальность рассмотренных авторами статьи вопросов применения и учета при моделировании доставки внешнеторговых грузов технологий предварительного информирования, технологии «выпуска до выгрузки», технологии «прямой выгрузки на транзит» и других.

    Under challenging economic and political environment, increasing attention is being paid to cost saving at all stages of modelling foreign trade supply chain, transportation being the most significant part of it. However, the results achieved do not cover a considerable range of issues. In particular, possibilities of applying modern customs technologies contributing to substantial saving of supply and financial costs at the stage of modelling are lacking attention. It determines the relevance of the problems covered in the research that are connected with issues of applying advance information, release of goods before unloading, direct unloading for transit and others.

    Обзор статьи

    Вопросам моделирования и управления доставкой посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных ученых. Вместе с тем ряд вопросов по-прежнему остается за рамками исследований. Так, в условиях экономической интеграции, активного развития институтов Евразийского экономического союза, цифровизации и информатизации всех сфер деятельности существенное значение приобретают современные таможенные технологии, направленные на гармонизацию и упрощение перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
    В этой связи актуальными представляются вопросы учета и применения современных таможенных технологий для оптимизации всех видов издержек в процессе транспортировки внешнеторговых грузов. Вопросы таможенной логистики в целом рассматриваются как существенные в международных цепях поставок. Это подтверждается тем, что в такие рейтинги, как Doing Business, LPI входит оценка времени на совершение таможенных операций. Сейчас оно существенно снизилось, нежели 2–3 года назад и составляет на оформление импорта три – три с половиной часа, а экспорта – 30–40 минут [2]. Такое положение стало возможным за счет применения полностью электронного декларирования, автоматической регистрации и выпуска деклараций, работу через личный кабинет участника ВЭД, использование предварительного информирования и электронного транзита.
    Рассмотрим более подробно ряд вышеуказанных технологий, влияющие непосредственно на затраты на транспортировку товаров и приводящие к снижению времени доставки.
    Временные затраты на доставку напрямую зависят от расстояния перевозки, транспортно-технологической схемы поставки и сопутствующих операций (погрузка, разгрузки и др.). Вместе с тем, говоря о временных параметрах совершения таможенных операций, следует отметить, что наибольшие временные затраты приходятся непосредственно на операции, связанные с прибытием (убытием) на (с) таможенную территорию, оформлением таможенного транзита. В этой связи действенным инструментом снижения временных издержек является внедренная в Российской Федерации система предварительного информирования таможенных органов (СПрИнТ), в рамках которой заинтересованный участник ВЭД (перевозчик, импортер/экспортер, таможенный представитель) еще до прибытия на таможенную территорию (или убытия с таможенной территории) подает предварительную информацию о товарах и транспортных средствах. Порядок подачи предварительной информации приведен в таблице.
    Предварительное информирование в настоящее время является наиболее полно использующимся механизмом из числа таможенных технологий при формировании международных систем доставки. С 1 апреля 2017 года она была введена в обязательном порядке на последнем из видов транспорта – воздушном. Основная цель предварительного информирования – проанализировать информацию и выявить объекты контроля – грузы и транспортные средства еще до прибытия их на таможенную границу ЕАЭС.

    Список использованной литературы

    1. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.04.2018 г. № 56 (ред. от 31.07.2018 г.) «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Давыдов Р. Что мешает России в рейтинге Doing Business быть в числе первых 50 стран: интервью // TKS.RU – всё о таможне: [сайт]. URL: http://www.tks.ru/reviews/2018/05/31/03?utm_source=email (дата обращения: 31.08.2018).
    3. Итоговый доклад о результатах деятельности и основных направлениях деятельности ФТС России в 2017 году // Официальный сайт ФТС России: URL: http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=26323:-2017-&catid=475:2015-03-12-09-57-15&Itemid=2588 (дата обращения: 31.08.2018).
    4. Лукинский В.В., Малевич Ю.В., Пластуняк И.А. Модели и методы управления транспортно-терминальными и таможенными операциями в цепях поставок: монография. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2012. 140 с.
    5. Пластуняк И.А. Актуальные проблемы транспортировки в цепях поставок: теория и практика: монография. СПб: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 173 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2