ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Применение механизмов шеринговой экономики в индустрии туризма

APPLICATION OF MECHANISMS OF SHARING ECONOMY IN TOURISM INDUSTRY



Г.А. Карпова
С.А. Уваров
А.В. Кучумов
G.A. Karpova
S.A. Uvarov
A.V. Kuchumov
karpova.g@unecon.ru
s_uvarov@mail.ru
arturspb1@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры торгового дела и товароведения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат экономических наук, доцент
Head of the Department of Economics and Management in Service Sphere, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
professor, the Department of Commerce and Merchandising, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Economics and Management in Service Sphere, St. Petersburg State University of Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • шеринговая экономика
  • экономика совместного потребления
  • шеринг
  • туризм
  • онлайн-платформа
  • онлайн-сервис
  • Keywords:

  • sharing economy
  • collective use economy
  • sharing; tourism
  • online platform
  • online service
  • Актуальность исследования обосновывается тем, что современные модели устойчивого развития экономики переходят к принципам умеренного или рационального использования ресурсов, что привело к появлению sharing economy (шеринговой экономики).
    Электронная торговля является основой шеринговой экономики, которая подразумевает, что пользователи не являются предпринимателями, но для их взаимодействия используется онлайн-платформа, торговая площадка, на которой участники сделки находят друг друга, общаются и совершают платёжные операции. Онлайн-платформы являются ключевым двигателем шеринговой экономики.
    В статье рассмотрено использование механизмов шеринговой экономики в туристской сфере для стимулирования ее устойчивого развития. В ходе исследования был проанализирован перечень шеринговых онлайн-сервисов, используемых в индустрии туризма.

    The relevance of the research is determined by the fact that modern models of sustainable economic development start applying the principles of moderate or rational resource use, which resulted in the emergence of sharing economy.
    E-commerce is the basis of sharing economy that implies that users are not entrepreneurs, but their interaction is carried out on the basis of online platform where they meet, communicate and make payments. Online platforms are the core of sharing economy.
    We consider the application of sharing economy mechanisms in tourism sphere to encourage its sustainable development. We analyze a range of online services used in tourism industry.

    Обзор статьи

    Современные модели устойчивого развития экономики уделяют все больше внимания принципам умеренного или рационального потребления ресурсов. Это связанно с пониманием проблем перенаселенности планеты, исчерпаемости природных ресурсов и неравномерного распределения благ.
    Все это привело к появлению в 2010 году sharing economy (шеринговой экономики) – теории экономики совместного потребления (альт. экономика совместного пользования, «долевая» экономика, экономика сотрудничества).
    Теоретическую базу разработали такие ученые, как Рейчел Ботсман (Rachel Botsman) и Ру Роджерс (Roo Rogers), представив ее в работе «What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption» в 2010 году [18].
    Необходимо отметить, что совместное потребление является достаточно давно используемым термином, и сама идея фактически не является инновационной. Уже давно существуют пункты проката спортивного инвентаря, снаряжения для походов, доски объявлений, договоренности с соседями и коллегами о совместных поездках на работу в целях экономии. В настоящий момент доля шеринг-процессов в экономике достигает невероятных размеров, а темпы ее роста, по прогнозам экспертов, свидетельствую о том, что она будет только увеличиваться. Согласно [4] Pricewaterhouse Coopers прогнозирует, что уже к 2025 году доходы от сервисов совместного потребления будут превышать величину $335 млрд, а стоимость транзакций вырастет с 28 млрд евро в 2015 году до 570 млрд евро.
    Опрос, проведенный в 2017 году на платформе «Голос Рунета», показал, что 44% пользователей в России слышали о шеринговой экономике, 26% – слышали, но не знали, в чем ее суть, 30% – ранее не слышали. При этом 25% пользовались шеринг-услугами [15].
    Основой шеринговой экономики стала электронная торговля (e-commerce) в разрезе C2C [14] (consumer-to-concumer или «потребитель для потребителя») или P2P [9] (peer-to-peer – одноранговая экономика), которая подразумевает, что пользователи не являются предпринимателями, они находятся на одном уровне, а для их взаимодействия используется онлайн-платформа, торговая площадка, на которой участники сделки находят друг друга, общаются и совершают платёжные операции.
    Именно онлайн-платформы стали главными двигателями шеринг экономики. Ежегодно создается значительное количество стартапов в данном сегменте, однако многие из них не выдерживают серьезной конкуренции и исчезают. Кроме «мастодонтов» в данной сфере, родиной которых, как правило, являются США, практически в каждой стране появляются национальные сервисы, учитывающие местные особенности ведения бизнеса. Однако часто они поглощаются более крупными зарубежными участниками рынка или происходит слияние нескольких игроков. К примеру, швед Йонас Нордландер (основатель компании Avito) в 1999 году создал у себя на родине портал Tradera.com как европейский аналог Ebay, который в последствие был выкуплен последним за 50 млн евро [1].
    На взгляд авторов, шеринговая экономика предусматривает совместное пользование или передачу как за плату, так и бесплатно того ресурса, который у собственника имеется в излишке тем, кто этого ресурса не имеет или имеет в ограниченном количестве с использованием специальных онлайн сервисов (порталов).
    Сфера применения совместного потребления проявляется в таких индустриях, как: торговля, транспорт, туризм, образование, краудфандинг (croudfunding), краудсорсинг (croudsoursing), строительство, ресторанный бизнес, банки времени (time-based currency) и многое другое. Инвестор Jeremiah Owyang в докладе «Collaborative Economy Honeycomb 2 – Watch it Grow», опубликованном в 2014 году, выделял 12 видов деятельности, в которых шеринговая экономика получила наибольшее распространение, и приводил примеры онлайн-платформ [19]: товары, продукты питания, услуги, транспорт, пространство, финансы, здоровье и лечение, логистика, корпорации, утилиты, муниципальные власти, обучение.

    Список использованной литературы

    1. История создания Avito // Seoded.ru: Как создать свой сайт новичку: [сайт]. URL: http://www.seoded.ru/istoriya/internet-history/avito.html (дата обращения: 14.04.2018).
    2. Посыпкина А. Как заработать на совместном потреблении вещей // Сообщения и материалы информационного агентства «РБК». URL: https://www.rbc.ru/money/23/11/2017/5a0eef469a79474b4bb79d80 (дата обращения: 14.04.2018).
    3. Как началась магия // Официальный сайт компании Eatwith.com. URL: https://www.eatwith.com/ (дата обращения: 14.04.2018).
    4. Как шеринговая экономика меняет мир // Официальный сайт finance.ua. URL: https://news.finance.ua/ru/news/-/383774/kak-sheringovaya-ekonomika-menyaet-mir (дата обращения: 14.04.2018).
    5. Команда // Официальный сайт компании Сrowdspring. URL: https://www.crowdspring.com/about-us/team/ (дата обращения: 14.04.2018).
    6. Коротко о BlaBlaCar // Официальный сайт компании BlaBlaCar. URL: https://www.blablacar.ru/o-nas (дата обращения: 14.04.2018).
    7. О проекте Planeta.ru // Официальный сайт краудфандинговой компании. URL: https://planeta.ru/about (дата обращения: 14.04.2018).
    8. О проекте // Официальный сайт компании Рiggybee. URL: https://www.piggybee.com/ru/О-проекте (дата обращения: 14.04.2018).
    9. Определение одноранговой (P2P) экономики // Финансовый журнал «Toptipfinance.com»: [сайт]. URL: http://ru.toptipfinance.com/peer-to-peer-economy (дата обращения: 14.04.2018).
    10. Официальный сайт Ebay. URL: https://www.ebayinc.com/our-company/?utm_source=301Redirect&utm_medium=301Redirect&utm_campaign=301Redirect (дата обращения: 14.04.2018).
    11. Официальный сайт Profi.ru. URL: https://profi.ru/ (дата обращения: 14.04.2018).
    12. Справочник платформ, работающих на принципах sharing economy // Комитет гражданских инициатив: [сайт]. URL: https://komitetgi.ru/service/Справочник%20платформ%20sharing%20economy%20КГИ.pdf (дата обращения: 14.04.2018).
    13. Тестина Я.С., Очирова Т.Б., Печерица Е.В. Современные формы развития гостиничного бизнеса. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 81 с.
    14. Сусол А. Что такое B2B, B2C, C2C? // Официальный сайт ДеньгоДел.com. URL: https://dengodel.com/management/253-chto-takoe-b2b-b2c-c2c.html (дата обращения: 14.04.2018).
    15. Опрос пользователей на интерактивной платформе Голос Рунета, июнь-июль 2017 г. // Официальный сайт РОСЦИТ. URL: https://rocit.ru/uploads/0aefe83a9e6d70e06f938c7492996e59a036b53c.pdf?t=1501493510 (дата обращения: 14.04.2018).
    16. About FonNetwork// Официальный сайт компании FonNetwork. URL: https://network.fon.com/wifi-community-network/ (дата обращения: 14.04.2018).
    17. About us// Официальный сайт компании Shareyourmeal URL: https://www.shareyourmeal.net/about-us/item42196 (дата обращения: 14.04.2018).
    18. Botsman R., Rogers R. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. New York: HarperBusiness, 2010.
    19. Owyang J. Collaborative Economy Honeycomb 2 – Watch it Grow, 7.12.14. URL: http://www.web-strategist.com/blog/2014/12/07/collaborative-economy-honeycomb-2-watch-it-grow/ (дата обращения: 14.04.2018).
    20. Our Story // Официальный сайт компании Instructables. URL: http://www.instructables.com/about/ (дата обращения: 14.04.2018).
    21. Pine II, B. J., Gilmore J. The experience economy: Work is theatre & every business a stage. 1st Ed. Boston: Harvard Business School Press, 1999.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2