ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Государственные программы Санкт-Петербурга и Ленинградской области как средство профилактики преступности мигрантов

State programs of Saint-Petersburg and Leningrad region as a remedy for prevention of crime among migrants



Е.С. Кетенчиева
Т.О. Бозиев
E.S. Ketenchieva
T.O. Boziev
shinigami_lena@mail.ru
boziev1975@yandex.ru
адъюнкт Санкт-Петербургского университета МВД России
зав. кафедрой уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
adjunct, Saint-Petersburg University of MIA of Russia
Head of the Criminal Law Disciplines Department, PhD in Law, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Associate Professor
г. Санкт-Петербург
г. Гатчина
Saint-Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • иностранный гражданин
  • мигрант
  • преступность мигрантов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
  • профилактика преступности
  • государственная программа
  • Keywords:

  • foreign citizen
  • migrant
  • among migrants in Saint-Petersburg and Leningrad region
  • crime prevention
  • state program
  • В статье представлен анализ государственных программ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые напрямую или косвенно затрагивают профилактику преступности мигрантов.
    Правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области активно предпринимаются попытки по снижению роста преступности не только среди граждан Российской Федерации, но и среди мигрантов.
    Авторы проанализировали действующие программы и подпрограммы Санкт-Петербурга и Ленинградской области и выявили те из них, которые способствуют устранению детерминантов преступности мигрантов.

    The article presents analysis of the state programs of St. Petersburg and Leningrad region which directly or indirectly deal with preventing crime among migrants. The government of Saint-Petersburg and Leningrad region actively makes efforts to reduce the growth in crime involving not only Russian citizens but also among migrants.
    The authors analyzed current programs and sub programmes adopted in Saint-Petersburg and Leningrad region and revealed the ones which contribute to address determinants of crime among migrants.

    Обзор статьи

    Одной из основных стратегических задач власти является поддержание социального благополучия и общественного согласия.
    Население Санкт-Петербурга и Ленинградской области является высокообразованным и многонациональным, город всегда придерживался общепризнанных мировых ценностей развития социума. В настоящее время в Санкт-Петербурге сформировано достаточно развитое гражданское общество.
    Однако стоит заметить, что несмотря на это в городе сложилась обстановка общественного несогласия и отрицательного настроя граждан в отношении общественно-политических и социально-экономических вопросов городской жизнедеятельности, в том числе в отношении мигрантов и роста их преступной деятельности.
    Санкт-Петербург, по данным 2017 года, занял второе место среди регионов с наибольшим удельным весом преступлений, связанных с оборотом наркотических веществ (24,6%), и шестое как регион с наибольшим удельным весом преступлений, совершенных в общественных местах (42,3%). Также стоит отметить, что за 2017 год мигрантами на территории Российской Федерации было совершенно 41 047 преступлений [3] (см. рис. 1).
    Отметим, что преступность мигрантов, особенно в сфере незаконного оборота наркотических и психотропных веществ в Санкт-Петербурге и Ленинградской области не является чем-то новым и неуклонно продолжает расти (см. рис. 2).
    На данный момент нет четкого определения понятия «мигрант» ни в российской правовой системе, ни в международном праве. Определение мигранта как лица, совершающего перемещение, вытекает из основных существующих определений и пониманий термина «миграция» – «определенного вида перемещения, движения населения». Выделяется несколько видов такого перемещения: территориальное, социальное, естественное, отраслевое, профессиональное, механическое и др. Также в определениях, где «миграция» имеет значение различных видов движения населения, смешиваются неодинаковые явления: перемещение людей по территории и по профессиям, отраслям, образовательным группам, предприятиям и т.д.
    Для уточнения категории лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о профилактики преступлений путем государственных программ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, определим мигранта как иностранного гражданина или лица без гражданства.

    Список использованной литературы

    1. Государственная программа Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: http://gov.spb.ru/gov/otrasl/kpmp/gosudarstvennaya-programma-sankt-peterburga-sozdanie-uslovij-dlya-obes/ (дата обращения: 11.03.2018).
    2. Государственная программа Санкт-Петербурга «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 2015–2020 гг. // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/law?d&nd=822403633&nh=0&ssect=40 (дата обращения: 18.04.2018).
    3. Министерство Внутренних дел. Состояние преступности. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/2 (дата обращения: 26.04.2018).
    4. Перечень государственных программ и подпрограмм Ленинградской области, в которых участвует комитет // Комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области: [сайт]. URL: http://www.safety.lenobl.ru/programm/aim/program (дата обращения: 23.04.2018).
    5. Розанова М.С., Боярков Р.Л. Миграционная и интеграционная политика в Санкт-Петербурге: динамика изменений // Политическая экспертиза: Политэкс. 2014. Т. 10. № 4. С. 36–56.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2