ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Реализация таможенной политики и регулирование деятельности приграничных субъектов федерации

REALIZATION OF CUSTOMS POLICY AND REGULATION OF ACTIVITY OF BORDER REGIONS



В.С. Смирнова
V.S. Smirnova
mis_svs@mail.ru
старший преподаватель кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук
senior teacher, the Department of Technical Facilities of Customs Control and Criminalistics, St. Petersburg V.B. Bobkov Branch of Russian Customs Academy, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
Saint-Petersburg

Ключевые слова:

  • приграничные регионы
  • таможенная политика евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС)
  • таможенные пошлины
  • таможенное регулирование деятельности региона
  • неравномерность экономического развития регионов
  • торгово-экономические отношения
  • Keywords:

  • border regions
  • customs policy of the Eurasian Economic Union
  • customs duties
  • customs regulation of the activity of a region
  • unevenness of economic development of the regions
  • trade and economic relations
  • В статье раскрывается решение целого ряда актуальных проблем: выполнения внешнеторговых и таможенных операций приграничных регионов России в ЕАЭС; осуществления региональной таможенной политики, эффективного регулирования торгово-экономических отношений участников рынка приграничных регионов; достижения целевых ориентиров, реализации функций и решения задач системы управления развитием приграничного субъекта федерации; привлечения дополнительных иностранных инвестиций; обеспечения планируемых темпов экономического роста регионов Российской Федерации в ЕАЭС.

    We reveal solutions of a whole range of relevant problems such as carrying out foreign trade and customs operations in the border regions of the Russian Federation, the implementation of regional customs policy, effective regulation of trade and economic relations of the market participants of the border regions, meeting the target reference points, fulfilling the tasks of the system of managing the development of border regions, attracting additional foreign investment, reaching the intended rates of economic growth of the regions of the Russian Federation within the Eurasian Economic Union.

    Обзор статьи

    В интеграционных процессах национальной экономики в настоящее время доминируют факторы соблюдения и учёта особенностей функционирования административно-территориальных образований. Это обусловлено тем, что решение различных проблем по внешнеторговым и таможенным операциям приграничных регионов Российской Федерации ЕАЭС в настоящее время не отвечает требованиям адекватности современного рынка и связано с необходимостью локализации в месте непосредственного осуществления таможенных операций. При этом специфика региональной политики и используемых в её рамках инструментов развития приграничных субъектов федерации может иметь некоторые отличия от уровня управления всех остальных регионов. В этой связи возникает необходимость конкретизации и расширения сущностных представлений об экономической и таможенной политике приграничного региона.
    Таможенная политика приграничного региона осуществляется посредством использования таких инструментов регулирования, как таможенные пошлины, налоги и сборы при перемещении товаров через границу, а также организационные процедуры для достижения определенных экономических, финансовых и социальных целей.
    Целевая ориентация таможенной политики на достижение планируемых экономических результатов в приграничном субъекте федерации включает решение таких основных задач, как:
    ● гибкое и эффективное регулирование торгово-экономических отношений в интересах защиты отечественного рынка и стимулирования развития национальной экономики;
    ● взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей для оперативного формирования доходной части бюджета приграничного региона;
    ● создание условий, способствующих ускорению товарооборота, повышению эффективности контроля за вывозом из приграничных регионов стратегических и других жизненно важных для народнохозяйственных интересов материалов;
    ● совершенствование методов и форм ведения статистики внешней торговли в интересах оперативного информирования разноуровневых участников регионального управления о текущем состоянии внешнеэкономической деятельности региона и среднесрочных прогнозах его развития, о предотвращении любых форм приграничных экономических и иных правонарушений;
    ● развитие международных связей на основе унификации процедур деятельности приграничного региона.
    Региональная экономическая направленность развития и её составляющая в форме таможенной политики административно-территориального образования являются эффективным регулятором внешнеэкономической деятельности приграничных территорий [6]. С внедрением технологических и информационно-коммуникационных новшеств, осуществляющих электронное декларирование перемещаемых товаров и транспортных средств, оперативная обработка и передача информации упрощает процедуры использования экономических, финансовых и таможенных инструментов регулирования, организации и планирования в системе управления развитием приграничного региона [1; 2].
    Соответственно, сокращаются расходы, время на прохождение таможенных, финансовых операций участниками внешнеэкономической деятельности. Взаимодействие экономических и финансовых элементов системы регулирования в приграничном регионе (предоставление льгот и преференций) способствует экономическому росту отдельных отраслей, развитию сопряженной с приграничными видами деятельности инфраструктуры, внедрению прогрессивных форм таможенного контроля и осуществлению таможенных операций в ЕАЭС.
    В целом экономическая, финансовая и таможенная деятельность приграничного региона является основой для достижения целевых ориентиров результативности, эффективного использования инструментов функционирования системы регулирования и контроля за товарообменом на конкретной приграничной территории, участия в решении торгово-экономических задач по защите внутреннего рынка и стимулированию развития региональной экономики [4; 5].
    Экономическое и таможенное регулирование деятельности приграничного региона осуществляется федеральными и региональными органами управления исключительно на основе законодательных регламентаций. При этом инструменты регулирования и реализации таможенной политики приграничного региона и средства осуществления приграничной деятельности непосредственно затрагивают интересы широкого круга хозяйствующих субъектов, связанных с перемещением через границу региона товаров, услуг, финансовых и транспортных средств.
    Являясь составной частью внутренней и внешней политики региона, его таможенная политика реализует основные цели, задачи и функции системы управления развитием приграничного субъекта федерации.
    Вместе с этим, таможенная политика осуществляется посредством комплексных мер, предпринимаемых государством в целях рационализации регулирования внешнеторгового обмена (объёма, структуры, создания благоприятных условий для экспорта и импорта), поскольку её важнейшие качественные характеристики непосредственно связаны с обеспечением эффективности внешнеторговой деятельности [6].
    В настоящее время нет единого подхода к раскрытию понятия «таможенная политика» приграничного региона. Само понятие «таможенная политика», на наш взгляд, охватывает более широкий спектр региональной деятельности и включает в себя как регулирование внешнеторговой деятельности, так и принципы деятельности в сфере таможенных отношений внутри приграничного субъекта федерации.
    Реализация принципа единства таможенной политики региона базируется на конституционных положениях. Устанавливая единство экономического пространства (часть 1 статьи 8), Конституция Российской Федерации определяет пределы таможенного регулирования. Так, часть 1 статьи 74 предусматривает, что на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Единые таможенные территории и границы, декларируемые в таможенной политике, предполагают общее организационное, экономическое и правовое их наполнение во времени и в пространстве. Действие таможенной политики в пространстве ограничивается пределами соответствующей территории.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 19.10.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: pravo.gov.ru
    2. Бейсенбаев А.А., Кроливецкий Э.Н. Концепция регулирования инновационных процессов межрегиональных рынков // Вестник Чувашского университета. 2012. № 1. С. 355–359.
    3. Габригидзе Б.Н. Российское таможенное право. М.: ИНФРА-М–Норма, 2010.
    4. Зябирова С.Ф. Государственная региональная политика на проблемных территориях // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 357–359.
    5. Смирнова В.С. Северо-Западный регион как объект регулирования эффективной таможенной политики России // Вестник ИНЖЕКОНА. Серия: экономика. 2012. Вып. № 3(54). С. 400–403.
    6. Смирнова В.С. Особенности таможенной политики приграничного региона как механизмы высокого риска коррупционных проявлений // Модернизация экономики России: приоритеты, механизмы и перспективы: ХХ юбилейная научно-практическая конференция. СПб.: Изд-во РАНХиГС, 2013.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2