ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методические подходы к классификации межрегиональных туристских проектов

METHOD APPROACHES TO CLASSIFICATION OF INTERREGIONAL TOURIST PROJECTS



Д.Е. Долженко
D.Ye. Dolzhenko
dekanat205@yandex.ru
соискатель кафедры экономики и управления в сфере услуг ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
candidate for PhD, the Department of Economics and Management in Service Sphere, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • межрегиональные туристские проекты
  • управление туристскими дестинациями
  • системы управления
  • жизненный цикл проекта
  • государственное регулирование сферы туризма
  • Keywords:

  • interregional tourist projects
  • management of tourist destinations
  • management systems
  • project lifecycle
  • state regulation of the sphere of tourism
  • В статье рассмотрены теоретические подходы к типологизации важного элемента современного туристского рынка – межрегиональных туристских проектов с учетом использования отечественной и зарубежной классификационной практики. Отдельное внимание автор уделяет такому актуальному направлению классификации, как развитие межрегиональных туристских проектов во временном контексте на основе теории жизненного цикла. Также автором разработан и предложен к практическому использованию ряд классификационных критериев, отражающих сущность и природу межрегиональных туристских проектов.

    We consider theoretical approaches to distinguishing types of such a key element of modern tourist market as interregional tourist projects taking into consideration Russian and international classification practice. Special attention is paid to a relevant classification direction, namely, the development of interregional tourist projects within the time context on the basis of the lifecycle theory. We also develop and introduce a range of classification criteria reflecting the essence and nature of interregional tourist projects for further practical application.

    Обзор статьи

    Существенное значение для эффективной реализации межрегиональных туристских проектов имеют четко обоснованные принципы и критерии, с помощью которых можно проводить классификацию данных проектов с целью определения унифицированных подходов к их осуществлению на практике в рамках межрегионального сотрудничества туристских дестинаций. Основываясь на подробном анализе как отечественных, так и зарубежных научных источников по исследуемой тематике, можно говорить о том, что существует два разнонаправленных подхода к возможной классификации туристских проектов. Первый из них связан с классическими представлениями о возможной типологизации любых проектов, в целом безотносительно к определенной отрасли или региону.
    Наиболее часто в качестве классификационного критерия используются следующие категории:
    ● классификация по сущности и объекту проектирования;
    ● классификация по срокам исполнения проектов (классическое представление – краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер проекта);
    ● классификация по фазе жизненного цикла проекта [2].
    Основным недостатком приведённых выше классификаций на основе использования первого подхода можно считать отсутствие взаимосвязи с проблематикой и актуальными тенденциями сферы туризма и рекреации. В связи с этим появился второй подход, более поздний по времени, который основное внимание при характеристике и классификации проектов уделяет только вопросам, связанным с его отраслевой спецификой.
    В роли классификационных критериев можно выделить следующие:
    ● классификация по виду туризма (наиболее часто используемая классификация и охватывающая в себя как укрупненные общепринятые категории, так и более детализированные варианты в зависимости от специфических особенностей туристского продукта);
    ● классификация по источнику финансирования (упоминаются как государственное финансирование, кредитование, собственные средства коммерческого предприятия, так и весьма популярная и востребованная последнее время схема – государственно-частное партнерство) [3];
    ● классификация по потребителю туристских услуг.
    Однако даже данные виды классификации не отражают в полной мере многообразие вероятностных решений при практической реализации межрегиональных туристских проектов с учетом их сущности и специфических характеристик [4]. В связи с этим автор считает необходимым разработку обобщенной классификации, которая позволила бы объединить лучшие варианты описанных выше методических подходов, а также выработать дополнительные критерии с целью унификации и систематизации знаний по эффективной реализации межрегиональных туристских проектов. В нижеследующей таблице представлены основные возможные критерии классификации межрегиональных туристских проектов.
    Одним из наиболее значимых пунктов классификации межрегиональных туристских проектов можно считать критерий фазы жизненного цикла проекта. Существуют различные научные теории о том, каким образом можно рассматривать жизненный цикл любого экономического явления. Среди них можно упомянуть:
    ● жизненный цикл товара, активно использующийся в маркетинге;
    ● краткосрочные циклы Китчина;
    ● циклы Кузнеца (прогнозируемый срок до 20 лет);
    ● среднесрочные циклы Жюгляра (период от 6 до 13 лет);
    ● длинные волны Кондратьева, рассчитанные на интервал времени до 55 лет [5].
    Все представленные теории, несмотря на существенную разницу в подходах, в своей основе базируются на аспектах, связанных с экономической жизнью общества. Вместе с тем, применительно к проблематике классификации МТП наиболее актуальной выглядит теория цикла, предложенная ещё в 1980 годах Р.В. Бутлером, которая в англоязычной версии обозначается несколькими названиями – «resort – cycle conception», «tourism area life cycle (TALC)» [7]. Данная концепция, с одной стороны, охватывает вышеобозначенную теорию жизненного цикла туристского продукта, а с другой стороны, учитывает используемые в географических науках теории развития региона. Автор основывает свои видения на том, что туристские продукты, аттракции и дестинации находятся в постоянном динамическом изменении, что, в свою очередь, вызывает изменения в приоритетах выбора и мотивации потребителя туристских услуг, появление новых видов и направлений (как, например, активное развитие в последнее время сферы событийного туризма), а также ведет к формированию новых тенденций в сфере туризма и рекреации [6]. В результате этого можно говорить о коренных трансформациях самой дестинации и соответствующих туристских ресурсов под
    воздействием изменения структуры и объема туристского спроса. На основании этой аксиомы можно говорить об определённых универсальных фазах жизненного цикла, которые могут быть применимы и к практике исследуемых межрегиональных туристских проектов с учетом необходимых корректировок. В соответствие с вышесказанным автор считает возможным выделить следующие ключевые этапы жизненного цикла МТП:
    ● Проектная фаза – связана с разработкой самого туристского проекта и выстраивания организационной структуры управления при одновременном участии как частного бизнеса, так и государства. Данная фаза является одной из основных, так как закладывает принципы и траектории дальнейшей реализации проекта во временной ретроспективе.

    Список использованной литературы

    1. Гришин С.Ю. Методологические основы обеспечения устойчивого развития индустрии туризма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2014. № 4. С. 7–10.
    2. Жабин А.П., Волкодавова Е.В., Яковлев Г.И. Управление жизненным циклом проектов совместного предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 682–687.
    3. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 2. С. 64–69.
    4. Карпова Г.А., Валеева Е.О. Развитие туризма как конкурентное преимущество территории (на примере субъектов СЗФО) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 1(91). С. 44–51.
    5. Симионов Р.Ю. Инновационные проекты: типология, жизненный цикл, функции и механизмы управления // Экономика и предпринимательство. 2016. № 4-2 (69-2). С. 601–604.
    6. Butler R.W. The tourism area life cycle: Applications and modifications (vol.1), Channel View Publications, Clevedon. 2006. 408 р.
    7. Butler R.W. The concept of tourism area cycle of evolution : Implications for management of resources // Canadian Geographer. 1980. № 24 (1). Р. 5–12.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2