|
|
|
|
профессор кафедры финансов и кредита, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры банков, финансовых рынков и страхования, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
|
professor, the Department of Finance and Credit, the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Economics, professor
postgraduate student, the Department of Banks, Financial Markets and Insurance, St. Petersburg State University of Economics
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
доверие населения
снижение рисков банкротства
цифровой банк
социально-ответственная деятельность банков
оздоровление банковского сектора
регуляторный риск
отзыв лицензии
|
Keywords:
public trust
bankruptcy risk reduction
digital banking
socially responsible activity of banks
recovery of banking sector,
regulatory risk
license withdrawal
|
В статье анализируются факторы повышения доверия населения к российской банковской системе. Рассматриваются риски, приводящие к отзывам банковской лицензии, и эффективные пути их снижения. Авторы статьи обосновывают идею о том, что снижение риска банкротства банков повышает доверие населения, а также делает банки социально-ответственными хотя бы на уровне экономической и юридической ответственности.
|
We analyze factors of increasing public trust to the Russian banking system. We consider the risks resulting in the license withdrawal and effective ways to reduce them. We substantiate the idea that reducing the risk of a bank failure increases the public trust and makes banks socially responsible at least as far as economic and legal responsibilities are concerned.
|
|
|
Обзор статьи
Предпринимательская деятельность в любой сфере экономики ведется в социальной среде, поэтому долгосрочные интересы компаний не могут быть осуществлены без должной стабильности в общественных кругах, что особенно актуально в периоды политической и финансовой нестабильности. В таких случаях компании должны максимально учитывать интересы конкретных потребителей как части общества, заручившись поддержкой с их стороны и тем самым повышая собственную способность к выживанию. Умелая организация бизнеса в кризисных ситуациях, направленная на решение социальных проблем, может позволить компаниям сохранить и повысить свою прибыль.
Первые предпосылки зарождения концепции корпоративной социальной ответственности появились еще в начале XIX в., когда стало очевидным, что развитие капитализма не только способствует научно-техническому прогрессу, но и ведет к росту эксплуатации труда наемных работников, что неизбежно вызывает повышение социальной напряженности в обществе. Само определение «корпоративная социальная ответственность» (синоним – «социальная ответственность бизнеса») появилось в конце XIX в.
Корпоративная социальная ответственность (далее – КСО) согласно терминологии, предложенной А. Кэрроллом, представляет собой «соответствие экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период» [7]. Также согласно подходу А. Кэрролла, КСО можно представить в виде совокупности следующих элементов: экономической, юридической, этической и филантропической ответственности, где экономическая и юридическая ответственность являются базовыми составляющими КСО, основанными на удовлетворении потребности потребителей и извлечении прибыли, а также на законопослушности бизнеса, его соответствии правовым нормам. Этическая и филантропическая ответственность (в дальнейшем были объединены в один элемент в силу отсутствия существенной разницы), в свою очередь, являются дополнительными элементами КСО, основывающимися на нормах морали, на желании поддерживать и развивать благосостояние общества через добровольное участие в реализации социальных программ [7. Р. 39–48].
Важное место в системе корпоративной социальной ответственности занимает банковский бизнес. Это связано с особой ролью банков в жизни общества и государства, поскольку они в силу специфики своей деятельности перераспределяют ресурсы между субъектами экономики и обеспечивают клиентов необходимыми финансовыми услугами. Способность банков таким образом влиять на национальную экономику напрямую влечет за собой и возникновение ответственности перед обществом.
На сегодняшний день социальная ответственность банковского бизнеса осуществляется посредством его участия в удовлетворении потребностей граждан, а также реализации социальной политики государства. Банки реализуют корпоративные социальные программы, развивают благотворительную деятельность, разрабатывают социально-ориентированные продукты. Данные процессы проходят в условиях жесткой конкурентной борьбы за лояльность клиентов.
Корпоративная социальная ответственность в банке – это соответствующая специфике и уровню развития кредитной организации совокупность обязательств, которые разрабатываются и внедряются добровольно и согласованно с участием ключевых стейкхолдеров, принимаются руководством банка и регулярно обновляются с учетом особых взглядов персонала и акционеров, осуществляются, в основном, за счет средств банка и нацелены на реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ, результаты которых способствуют развитию банка, улучшению его репутации и имиджа, становлению корпоративной идентичности, развития корпоративных брендов, а также расширению конструктивных партнерских связей с государством, деловыми партнерами, местными сообществами и общественными организациями [2].
В общем виде систему корпоративной социальной ответственности в банке можно представить в следующем виде (см. рис. 1.).
В современном мире участившиеся глобальные и локальные кризисы финансовых и банковских систем, сопровождающиеся банкротством финансовых институтов и коммерческих банков, заставляют рассматривать социальную ответственность банков гораздо шире – как ответственность за свою финансовую устойчивость перед обществом, доверившим им свои денежные ресурсы и наделившего их полномочиями расчетных и платежных центров. В этой связи Банк России как мегарегулятор финансового рынка особое внимание уделяет регулированию и надзору за деятельностью кредитных организаций. За четыре истекших года с целью оздоровления банковского сектора Банком России были отозваны лицензии у 359 кредитных организаций разного уровня и размера. В июле 2017 г. регулятор впервые посягнул на лицензии «высшей лиги», прекратив деятельность банка из ТОП-30 по величине активов (ПАО Банк «ЮГРА»). А уже в августе 2017 г. принял решение о применении мер финансового оздоровления (санации) в отношении одного из самых крупных коммерческих банков страны и системнозначимого ПАО «ФК Открытие». Еще через месяц аналогичная ситуация возникла с пусть не де-юре, но де-факто системнозначимым ПАО «Бинбанк» и уже в конце 2017 г. с ПАО «Промсвязьбанк», что, в общей сложности, говорит о неустойчивом положении даже тех игроков банковского рынка, которые ранее казались в глазах общественности неприкосновенными [3; 4;].
|
Список использованной литературы
1. Доверие банкам, страховым компаниям и НПФ заметно снизилось // Аналитический центр «НАФИ»: [сайт]. URL: https://nafi.ru/analytics/doverie-bankam-strakhovym-kompaniyam-i-npf-zametno-snizilos/ (дата обращения: 15.12.2017).
2. Корпоративная социальная ответственность в банковской сфере // Международный деловой журнал «Устойчивый бизнес»: [сайт]. URL: http://csrjournal.com/korporativnaya-socialnaya-otvetstvennost-v-bankovskoj-sfere (дата обращения: 15.12.2017).
3. Пресс-релиз о мерах по повышению финансовой устойчивости ПАО «Бинбанк» // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=21092017_092005ik2017-09-21T09_19_31.htm (дата обращения: 15.12.2017).
4. Пресс-релиз о мерах по повышению финансовой устойчивости ПАО «Промсвязьбанк» // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/press/PR/?file=22122017_123556ik2017-12-22T12_35_24.htm (дата обращения: 15.12.2017).
5. Сводные данные о страховых случаях и произведённых страховых выплатах (по состоянию на январь 2018 года) // Агентство по страхованию вкладов: [сайт]. URL: https://www.asv.org.ru/agency/statistical_information/ (дата обращения: 15.12.2017).
6. A new landscape. Challenger banking annual results. URL: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/pdf/2016/05/challenger-banking-report-2016.PDF. (дата обращения: 15.12.2017).
7. Carroll A. The pyramid of corporate social responsibility: Toward the moral management of organizational stakeholders // Business Horizons. 1991. № 34 (4). P. 39–48.
|