ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Культурные ценности как особый объект гражданско-правовых отношений

CULTURAL VALUES AS A SPECIFIC OBJECT OF CIVIL LAW RELATIONS



А.В. Мерзлякова
М.Г. Воронцова
A.V. Merzlyakova
M.G. Vorontsova
allmer2010@yandex.ru
mgvorontsova@yandex.ru
доцент кафедры менеджмента и экономики ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», кандидат экономических наук
профессор кафедры менеджмента и экономики ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», доктор экономических наук
Senior Lecturer, the Department of Management and Economics, Saint-Petersburg State Institute of Culture, PhD in Economics
Full Professor, the Department of Management and Economics, Saint-Petersburg State Institute of Culture, Doctor of Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • культурные ценности
  • культурное наследие
  • культурное достояние
  • культурная деятельность
  • объект правоотношений
  • сфера культуры
  • гражданское законодательство
  • Keywords:

  • cultural values
  • cultural heritage
  • cultural wealth
  • cultural activities
  • object of law relations
  • sphere of culture
  • civil law
  • В статье рассматривается правовая характеристика объектов гражданско-правовых отношений в сфере культуры. Авторы анализируют законодательную базу, содержащую нормы правового регулирования отношений по поводу культурных ценностей и объектов культурного наследия. Делается вывод о необходимости дальнейшего совершенствования этих законодательных дефиниций, что будет способствовать эффективному использованию их в правоприменительной практике.

    The article deals with legal characterization of the objects of civil law relations in the sphere of culture. The authors analyze the legislative framework containing norms of legal regulation of relations concerning cultural values and objects of cultural heritage. The conclusion is made on the need for further improvementt of these regulatory definitions, which will promote their implementation in the law-enforcement activities.

    Обзор статьи

    Сложность возникновения, изменения и прекращения гражданско-правовых отношений в сфере культуры определяются, в первую очередь, особым объектом. Новеллы гражданского законодательства относительно права собственности занимают главенствующее положение и в данной разновидности общественных отношений.
    Следовательно, важность определения четких границ понимания содержания объектов, а также исследование их правовых характеристик дает единственно верный путь законной реализации правомочий собственников. Анализ правовых дефиниций, раскрываемых в законодательной базе, определяет проблематику правового регулирования исследуемых отношений.
    Рассматривая «объект правоотношений» как общеправовую категорию, необходимо упомянуть, что вопрос понимания содержания и определения его места в теории права является дискуссионным и регулярно поднимается на страницах научных изданий. Авторы статьи разделяют традиционное мнение о том, что объект правоотношений – это «предметы материального и духовного мира» [7. С. 156], «различные блага, которые стремятся получить управомоченные субъекты» [9. С. 482].
    Таким образом, если объектом гражданских правоотношений является предмет деятельности субъектов гражданского правоотношения, то представляется необходимым рассмотреть содержание культурной деятельности. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [1] (далее – Основы), является основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере культуры. Он же и содержит основные понятия. Так, культурная деятельность определяется как деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей (ст. 3 Основ).
    Законодатель в качестве предмета культурной деятельности выявляет культурные ценности. Правовая коллизия заключается в том, что законодательство содержит и иные определения, претендующие на роль объектов правоотношений в сфере культуры, – культурное наследие и культурное достояние. Следуя логике законодателя, представляется, что данные объекты стоит рассматривать как самостоятельные. Наличие взаимосвязи данных объектов является темой серьезной полемики в современной научной литературе, так как именно правовые характеристики объекта определяют механизм правового регулирования гражданского оборота.
    Культурные ценности, по определению Основ, – «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты» (ст. 3 Основ). Законодатель, объединив в одном определении имущественные и неимущественные объекты, в большей мере подчеркивает их «социальное и культурное значение, отсылающее к миру должного, целевого, смыслового основания» [11], при этом экономическое понимание ценности как «выраженной в деньгах стоимости» [12], крайне необходимой правовой характеристики объекта для использования в гражданском обороте, является малозначительной.
    Федеральный закон «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» [3], также содержащий определение понятия «культурные ценности», указывает на их ценность религиозного или светского характера, имеющую историческое, художественное, научное или иное культурное значение. Очевидно, что данное содержание соотносится с первой частью, приведенного выше положения Основ.
    Легальное определение культурных ценностей дано и в ст. 5 Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела» [2], где под культурными ценностями понимаются движимые предметы материального мира. Данное толкование в большей мере способствует реализации гражданских прав, связанных с юридически закрепленной возможностью на владение, пользование и распоряжение культурными ценностями. Логично понимать, что именно данный нормативный правовой акт определяет культурную ценность как объект гражданского оборота.
    Появление иной разновидности культурных ценностей, именуемой как перемещенные ценности, дает возможность рассматривать специальный субъектный состав гражданско-правовых отношений, возникающих по поводу данного объекта. Акт [3] определяет круг субъектов, на который может распространяться право собственности на перемещенные культурные ценности:
    1) заинтересованные государства, бывшие неприятельские государства;
    2) религиозные организации, частные благотворительные учреждения;
    3) лицам, лишенные этих ценностей в связи с их активной борьбой против нацизма (фашизма), в том числе в связи с их участием в национальном сопротивлении оккупационным режимам бывших неприятельских государств и коллаборационистским режимам, и (или) в связи с их расовой, религиозной или национальной принадлежностью.

    Список использованной литературы

    1. Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 29.07.2017 г.) // Российская газета. 1992. 17 ноября. № 248; .2017. 4 августа. № 172.
    2. Федеральный закон от 28 декабря 20017 г. № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сферах вывоза и ввоза культурных ценностей и архивного дела // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 10.01.2018).
    3. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации» // Российская газета. 1998. 21 апреля.
    4. Федеральный Закон от 25 июня 2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 26. Ст. 2519.
    5. Федеральный Закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
    6. Положение об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1487) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. 7 декабря. № 23. Ст. 1961.
    7. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т. Т. 2. М.: Юридическая литература, 1981.
    8. Братановская М.С. Правовое регулирование пользования культурными ценностями // Вестник сибирской академии права, экономики и управления. 2011. № 1 (2).
    9. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.
    10. Горлова Е.А., Мамий Ю.Б. Проблемы оборотоспособности земельных участков, занятых объектами культурного наследия // Вестник академии знаний. 2017. № 22 (3). С. 75–78.
    11. Новейший философский словарь // Академик: [сайт]. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 15.12.2017).
    12. Толковый словарь Ушакова // Академик: [сайт]. URL: http://dic.academic.ru (дата обращения: 15.12.2017).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2