Предприятие является основным структурным элементом экономики, который играет значительную роль для народного хозяйства в целом и для общества в частности.
Эффективная деятельность предприятий обеспечивает эффективное и устойчивое функционирование и развитие не только предпринимательства, но и всей экономики. Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур возможно при рациональном сочетании условий реализации рыночной экономики, государственного управления и регулирования, а также прогрессивных подходов, методов и принципов управления.
Современные экономические условия развития требуют от предпринимательских структур использования системного и ситуационных подходов при разработке и реализации эффективной стратегии своего развития, которая должна отражать баланс между социальной ориентированностью деятельности, охраной окружающей среды и получением прибыли. Сочетание в деятельности предприятия перечисленных компонентов позволит ему повысить конкурентоспособность своей деятельности и перейти к устойчивому развитию.
Использование устаревших подходов к формированию стратегии и управлению предпринимательскими структурами не позволяет предприятиям повышать эффективность своей деятельности и устойчиво развиваться. Поэтому разработка и использование передовых методов и принципов, позволяющих усовершенствовать функционирование аппарата управления и улучшить результаты предпринимательской деятельности предприятия, – весьма актуальная задача.
Обеспечение устойчивого развития предпринимательских структур может быть достигнуто за счет использования шести основополагающих принципов, определяющих выстраивание отношений между государственными структурами, организацией и сотрудниками: стабильность и гарантия занятости; гласность и единство ценностей; управление, основанное на информации; управление, ориентированное на качество; постоянное присутствие; упорядоченность всех процессов управления.
Содержание принципов достижения и поддержания устойчивого развития организаций при выстраивании отношений между государственными структурами, организацией и сотрудниками представлено на рисунке и заключается в следующем:
1) стабильность и гарантия занятости:
- в системе отношений «организация – сотрудник»: ориентация на длительный трудовой договор или контракт как фактор обеспечения стабильности персонала и снижения текучести кадров, что, в свою очередь, позволяет повысить эффективность взаимодействия внутри предприятия, между менеджментом и подчиненными и, в конечном счете, вести эффективную предпринимательскую деятельность;
- в системе отношений «государственные структуры – организация»: стабильное экономическое развитие, реализация государственных заказов и программ государственной поддержки, выстраивание долгосрочного эффективного взаимодействия, государственное регулирование и управление с целью поддержки и развития организаций и бизнеса в целом – рациональное сочетание всех перечисленных факторов, в конечном счете, позволит повысить благосостояние страны и ее граждан. Данный принцип может быть полноценно реализован в условиях стабильной и действенной государственной политики во всех сферах и при соблюдении государством своих обязательств;
2) гласность и единство ценностей:
- в системе отношений «организация – сотрудник»: в организации должна быть создана атмосфера участия и общей ответственности, формируемая за счет создаваемой философии компании, корпоративных ценностей, реализации политики доступности информации о компании для сотрудников, привлечения рядовых сотрудников к управленческой работе, путем участия в совещаниях, что приводит к улучшению взаимодействия между различными уровнями управления, осознанию работниками своей значимости и повышению производительности их труда;
- в системе «отношений государственные структуры – организация»: повышение результативности взаимодействия между бизнесом и государственными структурами, реализуемое через партнерство и сотрудничество, посредством постановки общих целей, определения совместных способов их достижения и способов двустороннего контроля;
3) управление, основанное на информации: реализация данного принципа должна обеспечиваться за счет совершенствования информационной среды взаимодействия и в системе отношений «организация – сотрудник», и в системе «государственные структуры – организация». Двустороннее использование информации и ее систематизация обеспечат обратную связь, что положительно отразится на качестве продукции, эффективности производства, позволит выявить ответственного за каждый бизнес-процесс, установить причину отказов, принять меры по корректировке ситуации.
Используя информационную среду, можно достаточно просто определить, достигнуты ли запланированные результаты, соблюдены ли сроки выполнения работ, что важно в системе отношений «организация – сотрудник», и в системе отношений «государственные структуры – организация». Наличие и качественное функционирование информационной системы позволяет обеспечивать двусторонний контроль;
4) управление, ориентированное на качество:
- в системе отношений «организация – сотрудник»: вовлеченность сотрудников в процессы контроля качества, формирование рабочих групп по качеству, формирование и принятие политики всеобщего контроля качества, принятие собственных стандартов качества выше обязательного уровня;
- в системе отношений «государственные структуры – организация»: реализация данного принципа предполагает совершенствование системы государственных стандартов;