ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Регулирование рынка социальных услуг: организационно-экономический инструментарий

ON REGULATION OF THE SOCIAL SERVICES MARKET: ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC TOOLS



И.А. Авилов
I.A. Avilov
dekanat205@yandex.ru
преподаватель кафедры экономики и менеджмента ОУ ВО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права», кандидат экономических наук
Lecturer, the Department of Economics and Management, Saint-Petersburg of Foreign Economic Relations, Economics and Law, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • социальные услуги
  • организационно-экономический инструментарий
  • программы социального обслуживания
  • объекты социальной инфраструктуры
  • социальный бюджет муниципального образования
  • Keywords:

  • social services
  • organizational and economic tools
  • social services programs
  • social infrastructure facilities
  • social budget of the municipal entity
  • Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблемы, связанные с предоставлением социальных услуг населению в Российской Федерации и управлением системой социального обслуживания населения, требуют скорейшего решения, в связи с чем необходимо совершенствование инструментария реализации программ по социальному обслуживанию населения.
    Автором сформулированы подходы к оценке эффективности социальных расходов местных бюджетов; обосновывается точка зрения о том, что для предоставления социальных трансфертов населению нужно наличие технологии персонифицированного учета льготных категорий граждан и величины затрат на льготное обслуживание. Также делается ключевой вывод: создание информационной базы для перехода к комплексной адресной социальной поддержке населения позволит оценить действительный объем необходимых расходов на социальную защиту, социальную поддержку и социальные услуги населению, реализуемыми органами управления муниципальных образований.

    The relevance of the research is based on the fact that there exit an urgent request for an early solution of challenges dealing with provision of social services to the citizens of the Russian Federation along with ensuring social services rendering system control. Thereupon it is admitted to be necessary to further improve and develop instruments of implementing programs of providing social services.
    The author articulates general approaches towards the assessment of the efficiency of local budgets social expenditures and substantiates the standpoint wherein rendering of the social service to the population is linked with the existence of a personalized accounting system and technology of calculation of expenditures on social services rendered to citizens receiving benefits. As a result the key conclusion the author makes up is as follows: the creation of an information database to switch to comprehensive targeted social support of the population will enable to assess the actual volume of expenditures on social protection, on social support and social services to be defrayed by local public authorities.

    Обзор статьи

    Одним из наиболее важных факторов реализации структурных реформ в системе социального обслуживания и предоставления социальных услуг населению является выбор оптимального сочетания организационно-экономических инструментов для создания условий и стимулов, обеспечивающих качественное предоставление услуг конечному потребителю. В современных экономических условиях государственные и муниципальные социальные программы дополняются деятельностью некоммерческих организаций и объединений [3; 6].
    Например, программно-целевой подход, основывающийся на всестороннем анализе рассматриваемой проблемы, предполагает формулирование совокупности мер, направленных на достижение целевых показателей. При этом значение программно-целевого подхода в управлении системой социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг заключается в том, что данный подход позволяет соединить преимущества планового и целенормативного с увязыванием цели с ресурсами в рамках соответствующего документа – программы, имеющей временные и ресурсные ограничения. В отличие от планового программно-целевой подход является более гибким, потому что использует систему непрерывного мониторинга и оценки ситуации, что позволяет оперативно реагировать на изменения внешней среды и достигать поставленной цели [2]. Таким образом, программно-целевой подход позволяет совершенствовать всю систему управления [7].
    Развитие социальных услуг происходит посредством осуществления государственных и муниципальных социальных заказов, которые проходят через конкурсные механизмы с участием как государственных учреждений и организаций, так и некоммерческого сектора. Отметим, что деятельность по реализации социальной политики в части обеспечения населения социальными услугами предполагает достижение запланированной социальной и экономической эффективности. Именно поэтому в рамках данного механизма необходимо совершенствование инструментария реализации программ по социальному обслуживанию населения. Обобщающий показатель эффективности инструментария реализации программ социального обслуживания выражается дробью, в числителе которой – величина балансовой прибыли, дополнительно полученной организациями, составляющими социальную инфраструктуру за счет предоставленных социальных услуг, а в знаменателе – сумма всех затрат в процессе осуществления означенных социальных услуг. Наряду с балансовой прибылью используются также такие показатели, как уровни безопасности, финансовой устойчивости, деловой активности субъектов сферы социальных услуг. Они, по нашему мнению, участвовать в оценке уровня эффективности не должны, так как не сопоставимы со стоимостной величиной затрат на формирование инструментария реализации социального обслуживания и, кроме того, обладают своими особенностями определения для каждого из объектов социальной инфраструктуры [4]. Наличие динамической характеристики обобщающих и частных критериев эффективности инструментария реализации социального обслуживания и предоставления социальных услуг, динамики изменений указанных показателей за определенный период времени дает возможность количественной и качественной оценки принимаемых управленческих решений различной направленности в процессе достижения целей социального развития.
    В этой связи и на основании сформулированных подходов оценки эффективности необходимо, на наш взгляд, оценить эффективность социальных расходов местных бюджетов, так как именно муниципальными образованиями осуществляется социальная поддержка населения в рамках реализации социального обслуживания и предоставления социальных услуг [1].
    Совокупность всех расходов, идущих из местного бюджета и через местный бюджет на реализацию в той или иной форме социального обслуживания и социальной поддержки населения, составляет так называемый социальный бюджет муниципального образования, хотя практика их разработки в России пока отсутствует [5].
    Для предоставления социальных трансфертов населению нужно наличие технологии персонифицированного учета льготных категорий граждан и величины затрат на льготное обслуживание. Автор считает возможным предложить такого рода организационный инструмент. Реальная стоимость «пакета социального обслуживания», включающая: а) пособия, б) социальные льготы, в) скрытые дотации – как правило, не известна ни самому получателю (конкретному человеку или семье), ни местной администрации, что не позволяет учесть реальный уровень социальной дифференциации населения и определить нужную величину социальной поддержки и совокупные затраты муниципального образования на эти цели.
    Формирование муниципальной политики в сфере социального обслуживания и социальной поддержки населения должно опираться на основные направления федеральной социальной политики, что предполагает замену льгот адресными формами социальных субсидий с созданием системы социальных счетов граждан. Эти мероприятия позволят снять с местных бюджетов непосильные финансовые обязательства и в значительной степени повысить адресность социального обслуживания. И если на уровне федеральных социальных программ система подобного отчета уже реализуется, то на уровне муниципалитетов требуется дальнейшее ее развитие.

    Список использованной литературы

    1. Иванов М.Ю. Проектирование индикаторов эффективности управления территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг // Научное обозрение. 2011. № 5. С. 529–535.
    2. Кокаев З.А. Совершенствование подходов к использованию программно-целевого метода управления социально-экономическим развитием региона РФ // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2016. № 2. С. 134–138.
    3. Логинов В. Влияние формирования рыночного хозяйства на социальные процессы // Экономист. 2007. № 12. С. 41–49.
    4. Муллаярова Г.А. Развитие процесса инвестирования в социальную инфраструктуру // В мире научных открытий. 2011. № 6. С. 148.
    5. Пронина Л.И. Социальная сфера регионов и муниципалитетов в современных условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 4. № 4. С. 7–13.
    6. Пузыня Н.Ю., Фирсова Ю.П. Формирование комплексной государственной политики, направленной на развитие социального рыночного хозяйства // Экономика и управление. 2014. № 6 (104). С. 10–14.
    7. Троцкая Е.В. Классификация и обоснование основных подходов к реализации программно-целевого метода на региональном уровне // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2009. № 41 (174). С. 35–41.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2