ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовые аспекты обеспечения деятельности специализированных саморегулируемых организаций в системе многоотраслевого строительного комплекса

LEGAL ASPECTS OF SUPPORTING OPERATIONS OF SPECIAL SELF-REGULATING ORGANISATIONS WITHIN MULTI- SECTORAL BUILDING COMPLEX



Ю.И. Мхитарян
Y.I. Mkhitaryan
mkhitaryan@interecoms.ru
ректор Образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования «Международный институт качества бизнеса», Председатель Общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли», доктор экономических наук, академик Международной академии информатизации
Rector of the Private Educational Establishment "The International Business Quality Institute", Chairman of the Public Project "For Efficient System of Self-regulating the Building Sector", Doctor of Economics, Academician of the International Informatization Academy
г.Москва
Moscow

Ключевые слова:

  • особо опасные объекты
  • технически сложные объекты
  • уникальные объекты
  • инженерно-технические объекты
  • объекты капитальных вложений
  • специализированные саморегулируемые организации
  • гражданские права участников саморегулирования в строительном комплексе
  • Keywords:

  • extra hazardous objects
  • technically complex objects
  • unique objects
  • technical structures
  • capital investment objects
  • special self-regulating organizations
  • civic rights of the participants of self-regulation in the building complex
  • Актуальность статьи обусловлена тем, что в современных условиях повышение эффективности, конкурентоспособности, безопасности национальной экономики зависит от правовых, отраслевых аспектов ее развития, исследование которых приобретает особое значение в силу многоотраслевого характера российской экономики, а также значимости материально-технической основы экономики – объектов инженерной инфраструктуры, капитального строительства, производственных мощностей, основных фондов.
    В статье исследуется правовая реформа системы саморегулируемых организаций 2016–2017 гг. в строительном комплексе. Автор приходит к выводу, что установленная Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ правовая норма противоречит конституционным нормам, нормам гражданского права, здравому смыслу, снижает возможности обеспечения защиты жизни и деятельности человека, окружающей среды от причинения вреда при выполнении работ на объектах инженерной инфраструктуры, капитального строительства и их функционирования. Во многом причиной неудачной правовой реформы, по мнению автора, стали неразработанность определений правовых категорий, в частности, правовой категории «специализированная саморегулируемая организация», отсутствие понимания принципов государственной политики в сферах повышенного риска причинения вреда.

    The relevance of the article is based on the fact that under present conditions enhancing the efficiency of as well as competitiveness and security of the national economy depends on legal and sectoral aspects of economic development. The study of the said aspects becomes even more important because of multi-sectoral nature of the Russian economy and also due to the essence of material and technical foundations of economy such as engineering infrastructure facilities, capital construction projects, production facilities and fixed assets.
    The article examines the legal reform of the self-regulating organizations system in the building complex in 2016-2017. The author concludes that the legal instrument adopted by the Federal Law d.d. 03.07.16 #372-FZ contradicts constitutional provisions, civil law instruments, common sense. It reduces potential for ensuring protection of life and activities of the human beings, of the environment against any form of harm in the course of performance of works at engineering infrastructure facilities and capital construction projects. The reason for legal reform failure largely deals with unreadiness of definitions and legal categories in particular the legal category of "special self-regulating organization". It also results from the lack of understanding of the State policy in the field of increased risk of causing harm.

    Обзор статьи

    Вопросам саморегулирования организаций были посвящены научные труды ряда ученых, таких как С.В. Васильева, С.С. Заикин, А.О. Лебедев, А.В. Чаплинский, Д.О. Грачев, А. Гурьев, М. Караганова, М.А. Егорова, Ю.Т. Лескова, Г.А. Тосунян [8; 9; 10; 11; 12; 16; 26] и др.
    Правовые вопросы саморегулирования в строительной сфере исследовались в научных трудах Д.О. Булдакова, Е.М. Бутаевой, М.Ю. Викторова и А.Н. Ларионова, О.Г. Ершова, Е.В. Замышляева, А.В. Иванова, Ю.А. Романова [6; 7; 13; 14; 15; 23; 24; 25] и др. Вместе с тем, ни одним из этих исследователей не рассматривались вопросы правовой реформы саморегулирования 2016–2017 гг. в строительном комплексе.
    Становление института саморегулирования обычно связывают с процессами либерализации, демократизации, дебюрократизации государственного аппарата, снижения административных барьеров для развития бизнеса, экономики. Развитие института саморегулирования в строительном комплексе направлено на решение важной задачи по предупреждению причинения вреда при выполнении работ на объектах капитального строительства, на повышение их качества. Деятельность саморегулируемых организаций в строительном комплексе должна проводиться с учетом принципов государственной политики в сферах повышенного риска причинения вреда.
    Объекты капитального строительства – основа экономики. Ввод в действие новых, а также реконструкция, техническое перевооружение действующих объектов – необходимое условие для развития экономики страны. Динамичное развитие отраслей энергетики, промышленности, связи и информационных технологий, транспорта и других сфер в значительной мере определяется наличием, состоянием зданий и сооружений, инженерной инфраструктуры. Капитальное строительство – это сфера деятельности, в которой осуществляется воспроизводство основных фондов.
    Одна из особенностей деятельности по созданию объектов капитального строительства состоит в том, что работы, которые выполняются при строительстве объектов и сооружений инженерной инфраструктуры, представляют повышенную опасность для здоровья, жизни человека, гражданина, имущества юридических, физических лиц, окружающей среды и т.д. Саморегулирование в строительной сфере направлено на принятие мер по предупреждению причинения вреда. К 2008 г. стало очевидно, что система государственного лицензирования в строительстве не эффективна и не обеспечивает безопасность в строительстве.
    Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4] были внесены поправки в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части саморегулирования. Саморегулируемые организации должны были не только прийти на смену системе лицензирования, но и обеспечить контроль деятельности своих членов, аттестацию и обучение специалистов, разработку правил предпринимательской деятельности, требований, стандартов.
    Защита жизни и деятельности человека, гражданина, имущества юридических лиц, обеспечение безопасности при выполнении работ на объектах капитального строительства вызывают определенную тревогу в обществе и государстве. В соответствии с Конституцией Российской Федерации безопасность личности является высшей ценностью, определяющей смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей власти и обеспечивающейся правосудием. Институт саморегулирования был призван решить эту задачу.
    Саморегулирование в строительном комплексе позволило принципиально изменить регулирование рынка, создать систему ответственности и контроля его участников, определить и изменить условия допуска на рынок организаций на основе предъявления требований к кадровому составу, квалификации персонала, опыту, уровню организации деятельности. Саморегулирование как современная институциональная форма организации деятельности участников рынка изменила регулирование общественных отношений в целях обеспечения безопасности объектов капитального строительства.
    Саморегулируемые организации в строительном комплексе призваны регулировать отношения во всех аспектах защиты жизни и деятельности человека, обеспечения национальной безопасности. При строительстве возникают факты нарушения национальной безопасности различного вида.
    Индивидуальные предприниматели, юридические лица на добровольной основе объединились в саморегулируемые организации с учетом специфики их деятельности. Организации, выполнявшие работы на специализированных объектах в сферах энергетики, связи, информационных технологий, гидротехнических сооружений и др. объединились в специализированные СРО.
    Однако в результате правовой реформы 2016–2017 гг. образовалась системная юридическая проблема, которая создала серьезный отрицательный тренд в развитии регулирования общественных отношений. Она возникла в связи с тем, что внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ [5] изменения ограничили гражданские права ассоциаций (союзов), предпринимателей строительной отрасли, нарушили основы конституционного строя. В соответствии с этим Федеральным законом некоммерческая организация может приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии ее соответствия следующим требованиям: объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих строительство на основании договора строительного подряда; индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке на территории субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация (п. 1.1 ст. 55.4 ГрК РФ [1]).
    В чем состоит сложность и проблематичность такого решения? Дело в том, что некоммерческие организации, которые могут получить статус саморегулируемой организации, – это ассоциации (союзы). А деятельность ассоциаций (союзов) охраняется не только законами, но и Конституцией Российской Федерации, международным правом.
    Цели, которые решают ассоциации (союзы) в соответствии со ст. 121 ГрК РФ, – объединение юридических лиц и (или) граждан, координация их предпринимательской деятельности, представление и защита общих имущественных интересов. Ассоциации (союзы) могут иметь гражданские права и нести гражданскую ответственность в соответствии с целями создания и деятельности, установленными их уставами.
    Определенная ст. 55.4 ГрК РФ норма принципиально меняет координаты правовой системы Российской Федерации. Она лишает ассоциации (союзы) гражданских прав заниматься законодательно установленной деятельностью за пределами субъектов Российской Федерации, в которых они зарегистрированы.

    Список использованной литературы

    1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). Ст. 16.
    2. Гражданский Кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 1994. 5 декабря. № 32. Ст. 3301.
    3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
    4. Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. 28 июля. № 30 (ч. 1). Ст. 3604.
    5. Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. 4 июля. № 27 (часть II). Ст. 4305.
    6. Булдаков Д.О. К вопросу о саморегулировании в сфере строительства // Юрист. 2009. № 8. С. 50–56.
    7. Бутаева Е.М. Совершенствование законодательства о саморегулировании основной путь развития строительной отрасли // Современное право. 2011. № 11. С. 95–99.
    8. Васильева С.В., Заикин С.С., Лебедев А.О., Чаплинский А.В. Саморегулирование как основание передачи публично-властных полномочий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 14. Право. 2011. Вып. 3. С. 72–80.
    9. Викторов М.Ю., Ишин А.В., Комаров А.А. и [др.]. Саморегулирование в строительной отрасли / под ред. М.Ю. Викторова, А.Н. Ларионова. (Серия Библиотека НОСТРОЙ, 2-е изд.). М., 2012.
    10. Грачев Д.О. Саморегулируемые организации: проблемы определения правового статуса // Журнал российского права. 2004. № 1. С. 122.
    11. Гурьев А., Караганова М. Закон сыроват, но он закон (круглый стол «Саморегулирование в России») // Саморегулирование & Бизнес. 2010. № 1(1). Март–апрель. С. 33–34.
    12. Егорова М.А. Место саморегулирования в системе социальных норм // Конкурентное право. 2013. № 2. С. 19–25.
    13. Ершов О.Г. Саморегулируемые организации в строительстве: вопросы страхования ответственности участника по строительным подрядам // Правовые вопросы строительства. 2010. № 2. С. 7–12.
    14. Замышляев Е.В. Имущественная ответственность саморегулируемых организаций в сфере строительства по обязательствам своих членов в случае причинения вреда третьим лицам // Правовые вопросы строительства. 2012. № 2. С. 16–22.
    15. Иванов А.В. Саморегулирование строительной деятельности: развитие, вопросы, пути решения // Юрист. 2013. № 11. С. 18–22.
    16. Лескова Ю.Т. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. М.: Статут, 2013. 384 с.
    17. Мхитарян Ю.И. Градостроительная политика Российской Федерации: новые подходы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 9. С. 102–108.
    18. Мхитарян Ю.И. Законность. Правовые средства защиты конституционного строя, деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – членов саморегулируемых организаций и их компенсационных фондов // Электронный научный журнал «Век качества». 2017. № 1. С. 4–18. URL: http://www.agequal.ru/pdf/2017/117001.pdf (дата обращения: 15.10.2017).
    19. Мхитарян Ю.И. Комплексный подход к обеспечению безопасности и качества в сфере ИКТ // Век качества. 2015. № 1. С. 10–14.
    20. Мхитарян Ю.И. Национальная безопасность в условиях информационного общества // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 8. С. 101–107.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2