ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Непрерывное профессиональное образование – ключевой фактор развития инновационной экономики

Continuous Professional Education as Key Factor of Innovation Economy Development



Н.Ю. Четыркина
Natalya Tchetyrkina
chn05@mail.ru
доцент кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», кандидат экономических наук
senior lecturer of the Department of Economics and Quality Management of St. Petersburg State University of Economics and Finance, PhD in Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассматриваются особенности системы непрерывного профессионального образования, исследуются концептуальные аспекты непрерывного образования.
We look at specific features of the system of continuous professional education and research conceptual aspects of continuous education.

Ключевые слова:

  • непрерывное образование
  • инновационная экономика
  • непрерывное профессиональное образование
  • опережающее образование
  • обучение в течение жизни
  • Keywords:

  • continuous education
  • advance education
  • lifelong learning
  • continuous professional education
  • innovation economy
  • Обзор статьи

    В современных условиях инновационная экономика предъявляет новые требования к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов, а это в свою очередь, определяется необходимостью опережающего образования (рис. 1). В результате, первостепенными задачами развития системы профессионального образования (ПО) становятся задачи повышения качества и доступности образования, его непрерывность, а также соответствие запросам рынка труда. В 1972 г. в заключительном докладе III Международной конференции ЮНЕСКО в Токио непрерывное образование было принято в качестве «руководящей концепции» будущих образовательных нововведений. Непрерывное образование – основа жизни человека в «мире изменений», условие его профессиональной мобильности, развития потенциала человека, его творческой жизни. Необходимость постоянного обучения и профессионального развития вызвана быстрыми темпами развития технологий, устареванием профессий и специальностей или их существенной модификацией, постоянным изменением организационной структуры компаний и изменениями в организации труда [3]. Систему непрерывного обучения, с точки зрения обучающегося, можно отобразить в виде схемы, представленной на рис. 2. Согласно концепции непрерывного образования, являющейся основой инновационной системы ПО, развитие и становление личности человека как профессионала должно проходить в течение всей жизни. Поэтому отдельной личности должна предоставляться свобода в выборе траектории образования в соответствии с его способностями, запросами и возможностями. В то же время должны учитываться потребности заказчиков профессиональных кадров. Рассматривая трактовку термина «непрерывное образование», обратимся к интерпретации А.М. Новикова, по определению которого понятие непрерывности относится к трем объектам (субъектам): личности, образовательным программам и образовательным учреждениям [6]. Применительно к личности непрерывность образования означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов. Причем, учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием.

    Список использованной литературы

    1. Алферов А.В., Бездудная А.Г., Чернова Н.А. Инновационные формы и методы развития среднего профессионального образования: монография. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2006.
    2. Байденко В.И. Комплексный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие / Исследовательский центр подготовки специалистов. М., 2005.
    3. Белякова С.А., Иванова А.А. Проблемы построения системы управления непрерывным образованием // Университетское управление. 2008. № 3. С. 5–18.
    4. Болонский процесс: 2007 – 2009 / под ред. докт. пед. наук, проф. В.И. Байденко; Исследовательский центр подготовки специалистов. М., 2009.
    5. Бухаров Г.Д. Системы образования. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
    6. Новиков А.М. О преемственности образовательных программ // Специалист. 1997. № 4. С. 2–4.
    7. Новиков А.М. Построение системы непрерывного образования // Специалист. 1998. № 1. С. 2–4.
    8. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина; НИИ социально-эконо-мических и педагогических проблем непрерывного образования. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010.
    9. Омаров О.А. Инновационная система непрерывного образования в регионах России // Информатика и образование. 2009. № 6. С. 12–21.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2