ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Непрерывное профессиональное образование – ключевой фактор развития инновационной экономики
Continuous Professional Education as Key Factor of Innovation Economy Development
Н.Ю. Четыркина |
|
Natalya Tchetyrkina |
|
chn05@mail.ru |
|
доцент кафедры экономики и управления качеством ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов», кандидат экономических наук |
|
senior lecturer of the Department of Economics and Quality Management of St. Petersburg State University of Economics and Finance, PhD in Economics |
|
г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg |
|
Рассматриваются особенности системы непрерывного профессионального образования, исследуются концептуальные аспекты непрерывного образования.
|
|
We look at specific features of the system of continuous professional education and research conceptual aspects of continuous education.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Обзор статьиВ современных условиях инновационная экономика предъявляет новые требования к процессу подготовки высококвалифицированных специалистов, а это в свою очередь, определяется необходимостью опережающего образования (рис. 1).
В результате, первостепенными задачами развития системы профессионального образования (ПО) становятся задачи повышения качества и доступности образования, его непрерывность, а также соответствие запросам рынка труда.
В 1972 г. в заключительном докладе III Международной конференции ЮНЕСКО в Токио непрерывное образование было принято в качестве «руководящей концепции» будущих образовательных нововведений. Непрерывное образование – основа жизни человека в «мире изменений», условие его профессиональной мобильности, развития потенциала человека, его творческой жизни. Необходимость постоянного обучения и профессионального развития вызвана быстрыми темпами развития технологий, устареванием профессий и специальностей или их существенной модификацией, постоянным изменением организационной структуры компаний и изменениями в организации труда [3].
Систему непрерывного обучения, с точки зрения обучающегося, можно отобразить в виде схемы, представленной на рис. 2.
Согласно концепции непрерывного образования, являющейся основой инновационной системы ПО, развитие и становление личности человека как профессионала должно проходить в течение всей жизни. Поэтому отдельной личности должна предоставляться свобода в выборе траектории образования в соответствии с его способностями, запросами и возможностями. В то же время должны учитываться потребности заказчиков профессиональных кадров.
Рассматривая трактовку термина «непрерывное образование», обратимся к интерпретации А.М. Новикова, по определению которого понятие непрерывности относится к трем объектам (субъектам): личности, образовательным программам и образовательным учреждениям [6].
Применительно к личности непрерывность образования означает, что человек учится постоянно, без относительно длительных перерывов. Причем, учится либо в образовательных учреждениях, либо занимается самообразованием.
|
|
Список использованной литературы1. Алферов А.В., Бездудная А.Г., Чернова Н.А. Инновационные формы и методы развития среднего профессионального образования: монография. СПб.: Изд-во СПбГИЭУ, 2006. 2. Байденко В.И. Комплексный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие / Исследовательский центр подготовки специалистов. М., 2005. 3. Белякова С.А., Иванова А.А. Проблемы построения системы управления непрерывным образованием // Университетское управление. 2008. № 3. С. 5–18. 4. Болонский процесс: 2007 – 2009 / под ред. докт. пед. наук, проф. В.И. Байденко; Исследовательский центр подготовки специалистов. М., 2009. 5. Бухаров Г.Д. Системы образования. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 6. Новиков А.М. О преемственности образовательных программ // Специалист. 1997. № 4. С. 2–4. 7. Новиков А.М. Построение системы непрерывного образования // Специалист. 1998. № 1. С. 2–4. 8. Образование через всю жизнь: Непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества / сост. Н.А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина; НИИ социально-эконо-мических и педагогических проблем непрерывного образования. СПб.: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2010. 9. Омаров О.А. Инновационная система непрерывного образования в регионах России // Информатика и образование. 2009. № 6. С. 12–21. |